Аптеки в 2024 г.: конкуренция растет
Приблизительно в том же темпе росли рублевые объемы реализации парафармацевтики — биодобавок, медизделий и остального нелекарственного аптечного ассортимента. В результате суммарная выручка аптек в нашей стране перешагнула за триллион рублей (в итоговых ценах отпуска с НДС). Однако общее состояние фармрынка оценивается не вполне оптимистично. И вот почему.
Рост среднего чека как результат инфляции
Резкую «плюсовую» динамику аналитики связывают с влиянием двух тенденций: роста доходов у значительной части населения и продолжающейся инфляции, которая часто заметна даже неспециалистам. Иными словами, медикаменты дорожают, а пациент хотя бы иногда бывает вынужден на них не экономить.
В пользу такого предположения говорит и увеличение среднего чека: в период с января по июнь 2024 г. за один визит в аптеку пациент приобретал лекарства (иногда вместе с парафармацевтической продукцией, но ее покупали, как правило, реже) на сумму в 686 рублей 40 копеек. В сравнении с первым полугодием 2023-го прирост произошел ощутимый — на целых 12,5%.
Аптеки под высоким давлением
Сравнительно небольшой спрос на нелекарственный ассортимент связан, по всей видимости, с тем, что покупатели парафармацевтики стали активно «мигрировать» в интернет-ритейл — по большей части на маркетплейсы. Это не вопрос моды, а реакция на внешние обстоятельства — в первую очередь, экономические (тенденция к росту доходов населения пока все же не столь значительна, как хотелось бы). Дешевый китайский тонометр неизвестной марки, вполне возможно, функционирует далеко не идеально и в скором времени может сломаться, но… Что делать, если на приобретение медицинского аппарата с проверенным качеством (в аптеке, а не на маркетплейсе) у пациента сейчас не хватает средств?
Отдельные категории парафармацевтической продукции переместились в онлайн-ритейл уже практически полностью, для остальных групп тенденция остается восходящей. Поэтому рублевый рост объемов продаж нелекарственного ассортимента в аптеках формируется в основном инфляцией.
Одновременно с маркетплейсами на рентабельность аптечных организаций давят другие факторы — повышение арендных ставок и снижение размеров прибыли от отпуска лекарств и парафармацевтики (именно прибыли, а не выручки).
Маркетинговые проекты в обновленном формате
Прогноз перехода покупателей-пациентов на маркетплейсы вполне очевиден: причина в массовом закрытии аптек по всей стране. Да, сегодня этого пока что не наблюдается, но во многом благодаря бэк-марже, вознаграждению аптечных организаций за работу по маркетинговым соглашениям. Но и такой источник только кажется постоянным: вспомним, например, что в минувшем 2023 году 10 иностранных фармкомпаний-участниц AIPM почти на 17% уменьшили объем платежей российским медработникам.
Решение зарубежного фармпрома можно объяснить несколькими факторами:
- пересмотром лекарственных портфелей;
- изменением форматов работы в нашей стране;
- стремлением компаний перераспределить маркетинговые платежи, адресовав их не в медицину, а в другие направления, включая аптечные сети и фармацевтические ассоциации.
Отбор контрагентов в розничном звене при этом все строже и строже. Как и контроль над эффективностью сотрудничества.
Повышенный градус конкуренции
А вот конкурентная борьба в аптечном сегменте становится интенсивнее. Обстановка действительно накалена до предела, и это не преувеличение. Неудивительно, что продолжает набирать обороты процесс консолидации: в этом году уже отмечен ощутимый рост числа покупок аптечных сетей, причем не только малых, но и средних, таких как «Аптечные традиции» или «Аптечество».
Некоторые предприятия, присоединенные к структурам крупных игроков фармрынка, входили в состав маркетинговых альянсов. На это нельзя не обращать внимания: отрасль уже успела привыкнуть к тому, что ассоциативные форматы долгое время были защитой для небольших организаций. Теперь же проверенный временем подход, по всей видимости, нужно пересматривать.
По результатам первых двух кварталов 2024 г. отмечен также отток участников из ряда ассоциаций и интернет-агрегаторов — например, «Аптеки.ру», «АСНА» и «Здравсити». Данная тенденция пока не стала магистральной и может быть обусловлена ростом активности проекта «Польза.ру» от фармдистрибутора «Пульс».
Материал подготовлен по данным аналитической компании RNC Pharma