Все, кому врач выписал рецепт
Это неправильно для единого государства, уверен Алексей Куринный, зам. председателя комитета Госдумы по охране здоровья: "Люди, которые получают лекарства бесплатно и имеют льготы, как правило, уже страдают тяжелыми заболеваниями. Конечно, хорошо, что государство о них заботится, но надо думать и о тех, кто еще не приобрел серьезного заболевания. Что не только гуманно, но и значительно снижает дальнейшие расходы государства, связанные с лечением, нетрудоспособностью, ранней смертью и другими неблагоприятными последствиями".
В России бесплатные лекпрепараты получают только отдельные категории граждан. Всеобщее лекарственное страхование или возмещение, помогающее пациенту бесплатно или вполовину дешевле получать любой препарат, на который врач выписал рецепт, остается только темой для разговоров. В результате наше население тратит на лекарства из своего кармана в 4 раза больше, чем государство. На внедрение системы всеобщего лекарственного обеспечения понадобится сумма в 500 млрд. руб. в год. Сумма большая, но вполне доступная для нашего государства, убежден Алексей Куринный.
К счастью, дело не ограничивается только обсуждением. Опыт Кировской области в создании подобной системы представила Екатерина Видякина, областной министр здравоохранения. На территории всего региона, кроме самого областного центра, осуществляется пилотный проект по лекарственному возмещению. При этом неважно, имеют или не имеют они право на льготное лекарственное обеспечение в рамках федеральной или региональной программ. Воспользоваться проектом могут стоящие на диспансерном учете граждане с диагнозами артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца. В структуре смертности в регионе основное место (47%) занимают болезни системы кровообращения.
Суть проекта: участковый терапевт выписывает рецепт по МНН, пациент идет в аптеку, выбирает в ее ассортименте желаемый препарат, но в соответствии с перечнем, утвержденным в рамках ЖНВЛП. Пациент платит в аптеке за лекарственный препарат сумму за вычетом 50% (если импортного производства) или 60% (если отечественный) от предельной зарегистрированной цены завода–изготовителя. Дальше аптечная организация два раза в месяц передает реестр отоваренных рецептов в Минздрав области, и недополученная прибыль возмещается ей из областного бюджета.
Пятый год реализации проекта позволяет сделать вывод, что он действительно востребован, и не только среди граждан, не имеющих права на льготу, но и среди льготников, которые выбирают лекарственное возмещение, когда хотят обеспечиваться лекпрепаратами конкретных торговых наименований с существенной скидкой. На пилотных территориях в 2022-м по сравнению с 2019-м снизилось число вызовов скорой помощи к пациентам с болезнями системы кровообращения — на 10%, частота экстренных госпитализаций — на 12%, показатели летальных исходов — на 8,7%.
Экономическая выгода от проекта тоже налицо. Бюджет региона выиграл от закупок по цене ниже прежней цены завода-изготовителя, отечественные производства получили преференции, в розничном сегменте стоимость лекарств снизилась за счет конкуренции между аптечными организациями. Последним проект дал увеличение прибыли, в том числе за счет дополнительных продаж других фармгрупп и сопутствующих товаров. Плюсы для пациентов — это контролируемое применение препаратов, регулярное диспансерное наблюдение, повышение комплаентности, возможность выбирать привычное наименование. "Мы считаем, что лекарственное возмещение вместо льготного лекарственного обеспечения в принципе очень перспективный вариант, и он вполне применим не только для болезней системы кровообращения, но и для других хронических заболеваний", — заключила глава областного здравоохранения.
Инновации и плановая экономика
В системе всеобщего лекобеспечения важно сделать доступными именно инновационные препараты. Они на 70% повышают качество и продолжительность жизни, уверен Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM): "Думаю, что во всеобщем лекарственном обеспечении найдется достойное место для современных инновационных препаратов, кто бы их не производил. Главное, чтобы они были наиболее эффективными, качественными и безопасными".
Сейчас же у нас в системе лекобеспечения преобладают в основном дженерики, оригинальных инновационных препаратов гораздо меньше. Цены на оригиналы высокие и их финансовая доступность, к сожалению, и для государства, и для пациента низкая.
Чтобы повысить доступность для потребителей инновационных решений, Китай, например, предложил весьма эффективные решения для своей системы здравоохранения. Должна быть стройная система по созданию жизни инновационной молекулы, начиная от планирования компанией — какую молекулу в какие сроки разрабатывать. Государственная стратегия побуждает фармбизнес к разработке нужных молекул в нужных сферах, к проведению клинических исследований. Новое — хорошо забытое старое: плановая экономика — краеугольный камень развития страны.
Производители — за разумное регулирование
Фармбизнес на такую стратегию смотрит несколько иначе — госрегулирование должно быть разумным. Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) считает, что фармотрасль и поставщики зарубежных препаратов сталкиваются с не всегда разумным ценообразованием: "Методики, которые работают сегодня на рынке, к сожалению, подстраиваются под решения какой-то сиюминутной задачи. И мы мало смотрим на перспективу. Есть уже несколько постановлений, несколько методик, которые привели к тому, что производство препаратов дешевого сегмента до 100 рублей стало не только невыгодным — оно стало убыточным, и многие препараты с рынка просто ушли, при том, что мы их спокойно могли сохранить, подняв цену на незначительный процент".
Кроме того, фармпром ждет, что будет создан единый регулятор: "Потому что разные ведомства имеют разные KPI. Поэтому у нас, к сожалению, как лебедь, рак и щука: одному — самые низкие цены, второму — все отечественное, третьему надо пациентов лечить".
И второе, к чему призывает эксперт, это в максимально короткие сроки ликвидировать технологический разрыв: "Мы имеем провал, на который, к сожалению, обратили внимание только в последний момент, будучи уверены, что особо ничего нам не грозит. И вот сейчас ощутили стопроцентную зависимость в оборудовании, поскольку отечественного оборудования нет. Хотя о том, что его необходимо начать разрабатывать, мы говорили с 2010 года, когда началась реализация "Фарма–2020".
Еще одна беда — фактическая утеря химпрома. «Теоретически наши химики могут в пробирке синтезировать, но масштабировать это опять же не получается из–за того, что мы потеряли химическую промышленность, в том числе малотоннажную химию. Почему? Потому что нет собственного оборудования, нет запчастей, софт не совпадает. А чтобы работать на современном химоборудовании и его разрабатывать, нужны кадры. Коснулись этой темы, выяснилось, что нет кадров, потому что их тоже потеряли. Вот это восстановление крайне важно, и без этого мы вряд ли двинемся дальше и вряд ли мы станем независимыми на сто процентов", — убежден Виктор Дмитриев.
Достижения отрасли
Есть определенный круг проблем, которые нужно решать, признал Алексей Алехин, советник министра промышленности и торговли РФ. Но при этом скорость импортозамещения лекарственных препаратов нарастает — по данным Госреестра лекарственных средств: с 1 января 2022-го по 1 апреля 2023-го было выдано 2380 новых регистрационных удостоверений, из них российских препаратов 1830, то есть 77%.
По его словам, не только в России, но и за рубежом за последние два года российские фармкомпании смогли прирастить долю рынка и получить дополнительный доход в объеме больше 200 млрд. рублей, в том числе за счет активного замещения: "Конечно, многое из этого — просто увеличение объема, а не вывод новых препаратов. Но у нас больше 12 площадок открыто только за последние два года, выводятся оригинальные МНН, о которых, вероятно, специалисты услышат в ближайшее время в рамках обсуждения их включения в клинические рекомендации".
По материалам сессии "Создание системы всеобщего лекарственного обеспечения в России: организация и финансирование" в рамках XI Международного конгресса "Оргздрав–2023: эффективное управление в здравоохранении"