21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Аптеке нужно менять ОКВЭД

Двойственный статус аптечных организаций стал одной из тем форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров». С одной стороны, согласно нормативным актам и требованиям, фармация принадлежит сфере здравоохранения. С другой, в соответствии с ОКВЭД, лекарственная помощь находится в области торговли, где-то рядом с киосками по продаже напитков или косметики.

Принадлежность фармрозницы к системе здравоохранения очевидна на практике, но не определена де-юре. Аптека имеет все характеристики учреждения здравоохранения, где в отличии от платных услуг медцентров, предоставляются платные услуги лекарственного обеспечения. Требования, предъявляемые к фармрознице, особые и к торговле не относятся — условия хранения и отпуска лекарств регулируются органами здравоохранения. Фармконтроль и проверки осуществляет Росздравнадзор — служба системы здравоохранения. Лекарственное обеспечение является неотъемлемой частью лечебного процесса. И наконец, сама лицензия на осуществление фармдеятельности выдается органами здравоохранения.

Устранить противоречия в статусе аптеки предложил Минздрав, но вопрос так и остается открытым.

«Торговый» код аптеки удивляет многих

Как отметил специальный гость фармацевтического форума, глава думского комитета по охране здоровья Бадма Башанкаев, «торговый» код ОКВЭД 47.73, приписанный на сегодня к работе аптечных организаций, оказался неожиданным даже для ряда депутатов. По всей видимости, такой подход не может восприниматься органично, ведь он идет вразрез с самим содержанием фармдеятельности.

Поэтому Госдума ведет диалог с Минэкономразвития, поскольку внесение корректив в классификатор ОКВЭД находится в компетенции именно этого министерства. С предложением уточнить статус аптеки в данном документе руководитель комитета ГД по охране здоровья обратился к министру экономического развития Максиму Решетникову еще 29 февраля 2024 года.

Любопытно, что проект названных изменений был разработан Минздравом еще прошлой весной и уже тогда содержал детальный правовой анализ роли аптеки в сбережении и укреплении здоровья нации.

В ответ на депутатский запрос Минэкономразвития сообщил, что видит необходимость в доработке полученных предложений согласно правилам стандартизации ПР 50.1.024-2005. Доработка была выполнена, и диалог продолжается, пусть пока и не сформулировано единое решение.

Аптека

«Магазин» в системе медицинского образования

Стоит напомнить всего о нескольких требованиях, четко отграничивающих фармацию от торговой деятельности:

  • специальная процедура допуска фармацевтов и провизоров к профессии, а именно аккредитация, которую они проходят наравне с врачами и фельдшерами;
  • тесно взаимосвязанная с аккредитацией система НМФО;
  • регулярный и комплексный контроль Росздравнадзора — профильного контролирующего органа в области здравоохранения;
  • обязательное лицензирование;
  • льготное лекобеспечение;
  • госрегулирование цен на препараты перечня жизненно важных;
  • особый список минимального ассортимента лекарств (за «пробелы» в нем для аптек установлена ответственность, что едва ли можно представить в отношении продуктового супермаркета или магазина бытовой техники).

И еще один важный момент: лекарственные препараты являются особым видом продукции, правильное состояние которой необходимо гарантировать и проверять на каждом этапе обращения — от завода до аптеки.

Инициатива об уточнении кода ОКВЭД для фармдеятельности аптечных организаций исключительно важна, особенно в сегодняшней обстановке, комментировал ранее специально для «МА» Бадма Башанкаев. Фармация — тот неотъемлемый элемент, без которого здравоохранение обойтись не сможет. В любое время лекарственное обеспечение пациентов не перестает быть ключевой социальной миссией. А выполняют эту миссию аптеки, и никто другой с ней не справится.

К вопросу об «аптечном департаменте»

В ходе форума парламент озвучил еще одно предложение: нужно восстановить аптечное управление в структуре Минздрава. Ведь сегодня фармация оказалась в «промежуточном состоянии» не только с точки зрения статуса, но и с точки зрения регулирования. Да, Правила надлежащей аптечной практики и правила рецептурного отпуска изданы именно министерством здравоохранения, но из-за двойственного определения места аптеки среди отраслей национальной экономики регламентация фармдеятельности получилась тоже «мозаичной»: регуляторов несколько, а не один. И передать отрасль в руки единого ведомства профессиональное сообщество просит уже давно.

Например, еще в 2022 году Ассоциация «СоюзФарма» обращалась в Минэкономразвития с предложением создать в системе органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств профильный «аптечный департамент». Такой, который целенаправленно будет регламентировать аптечную отрасль, определять направления и показатели ее развития, учитывать все возможные риски не только в льготном, но и в коммерческом отпуске лекарств.

Цифры, формирующие будущее

Необходимость определить для аптеки код ОКВЭД именно в сфере здравоохранения, но никак не за ее пределами, поддержали и Минздрав, и Госдума, и даже общероссийская организация малых и средних предприятий «ОПОРА России». Ее глава Александр Калинин обращался в Минэкономразвития также в феврале 2024 года и особо подчеркнул, что региональные меры поддержки для социально значимых, но пострадавших в ковидный период отраслей основываются именно на упомянутом классификаторе.

Из-за этого даже сельские аптеки в начале 2020-х были приравнены к торговле и необходимой помощи не получили. Для некоторых это оказалось равносильно закрытию. Начиная с 2020 года небольших аптечных организаций (как независимых индивидуальных аптек, так и некрупных сетей) действительно становится все меньше.

Что ж, региональные инструменты экономической поддержки действительно стоит рассматривать не как исключения или послабления, а как жизненную необходимость. «Речь идет не о льготах, мы говорим о праве», — убеждена глава «СоюзФармы» Мария Литвинова. Это обусловлено самим содержанием закона «Об основах охраны здоровья...» — ключевого нормативного акта для национального здравоохранения. Согласно данному ФЗ, именно к системе здравоохранения относятся современные аптечные организации. Но из-за «непрофильных» цифр ОКВЭД в периоды пиков ковидной пандемии аптеки вынуждены были писать детальные письменные разъяснения.

По материалам форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров»

Источники:

.

Башанкаев Бадма Николаевич, председатель Комитета по охране здоровья Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации

.

Литвинова Мария Витальевна, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Индикаторы риска: как развивается фармконтроль?

2024 год запомнится аптеке и дистрибуции введением 8 новых индикаторов риска. Эта правовая новелла — важная часть процесса реинжиниринга отечественной системы контроля и надзора.

Что мы потеряли в здравоохранении

С критикой здравоохранения и повестки начавшегося сегодня III Национального конгресса «Национальное здравоохранение от Н.А. Семашко до наших дней», 26 октября выступил президент НМП Л.М. Рошаль. В своей пламенной речи он задался вопросом — насколько сегодняшняя Россия сохранила принципы здравоохранения, заложенные Н.А. Семашко? Приводим полный текст речи.

Производственным аптекам - быть!

Эксклюзив 

Недавно в фармацевтическом сообществе возобновилась дискуссия о необходимости возрождения производственных аптек. Всего на аптечное производство в России выдано около 1400 лицензий. Половина аптек ничего не производят, другая — производят в ограниченном количестве. 

Клинические рекомендации медицины - основа ОМС

Консалтинговая компания «Право на здоровье» опросила ведущих экспертов здравоохранения на предмет их восприятия роли клинических рекомендаций в системе здравоохранения. Подавляющее большинство считает, что соблюдение этих регламентирующих назначение лечения документов должно быть обязательным.

Общественники просят пересмотреть ЖНВЛП

Общественная организация «Движение против рака» направило письмо в Кабмин, Минздрав и Счетную палату с просьбой назначить повторное заседание Комиссии по формированию перечня ЖНВЛП и изменить решения в отношении лекпрепаратов лорлатиниб, асциминиб, трастузумаб дерукстекан, соторасиб для терапии тяжелых форм рака различной этиологии.

Специализированные
мероприятия