30.09.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
30.09.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Новости

В Санкт-Петербурге открылось отделение Лиги пациентов

26 сентября на пресс-конференции «Развернем медицину лицом к пациенту» президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский сообщил о создании Санкт-Петербургского отделения Лиги, председателем которого стала Анна Крюкова.  «Особенности региональной медицины»  и проблемы пациентов Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. станут понятны в ходе работы нового отделения.

На первый взгляд, жалобы пациентов в Северной столице и ее окрестностях в основном связаны с проблемами в бесплатном лекарственном обеспечении, например, в офтальмологии.  Но нередки и жалобы на вред жизни и здоровью пациенту, зачастую вызванный тем, что врач не информирует пациента. Например, беременная пациентка из Ленинградской обл., находившаяся под наблюдением в  Санкт–Петербурге, из–за сокрытия врачом сведений потеряла и ребенка, и возможность иметь детей в будущем. Женщине даже не сказали, что необходимо провести анализ на скрытую инфекцию. Анализ не провели — и плод погиб из–за микоплазменного поражения. В дальнейшем из–за сильного кровотечения пришлось удалить матку, и пациентка потеряла все шансы стать матерью. При этом врачи были в курсе того, что женщина в течение всей беременности находилась в группе риска по прерыванию беременности.

ОТСУТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ

Чтобы избежать подобного и остаться живым и здоровым, пациент может обратиться за консультацией в Лигу. Телефон Санкт–Петербургского отделения, по которому бесплатно консультируют пациентов, —  8 (911) 244-77-10.  Помимо рекомендаций,  Лига защитников пациентов составляет необходимые документы, чтобы человек мог обратиться в государственные органы для защиты своих прав. За составление документов пациент также не платит. Телефон для консультаций в Москве остался прежним — 8 (985) 644-72-38. Консультирует по нему юрист Лиги защитников пациентов, кандидат медицинских наук Марина Зубкова.

Чаще всего люди обращаются в Лигу из-за следующих проблем:

  • неумения или нежелания врача разговаривать с пациентом;
  • снятия инвалидности и невозможности объективно обжаловать решение МСЭК;
  • нехватки или некачественности лекарственного обеспечения; 
  • невыдачи медицинских документов; неинформированности;
  • отсутствия независимых экспертов; работы прокуратуры и СК РФ;
  • врачебных ошибок в области стоматологии, акушерства, хирургии.

Сегодня Лига защитников пациентов получает 10–12 жалоб в день. Особенно хотелось бы обратить внимание на  жалобы, вызванные неумением  и нежеланием врача разговаривать с больным, доносить до него информацию о его состоянии. Нередко молчание стоит жизни. Часто — наносит тяжелейший вред здоровью. Приведем  несколько примеров.

Женщина 35 лет рожала второго ребенка. Первого малыша она родила  при помощи кесарева сечения. Однако врачи несколько часов стимулировали  родовую деятельность. Когда ребенок уже был в родовых путях, начали делать кесарево сечение. В результате разошелся шов на матке, оставшийся после первого кесарева сечения, и разорвался мочевой пузырь. Ребенок оказался в реанимации — его очень долго выхаживали. Женщина стала инвалидом.  Дело разбирает Следственнный комитет.

Женщина жаловалась на шум в правом ухе. 6 лет ее «лечили» от вегетососудистой дистонии. Наконец ей дали направление на консультацию к сурдологу. Обнаружилась невринома слухового нерва. Пришлось срочно делать операцию в НИИ нейрохирургии им. Бурденко. Время оказалось упущено. Женщина стала инвалидом.

Пожилая женщина 1940 г.р. пришла к кардиологу с жалобами на одышку, боли за грудиной, сердцебиение. Результаты ЭКГ были плохими — кардиограмма показала, что произошел инфаркт. Однако врач не дала пациентке  ни кардиограмму, ни заключение по ней. Кардиолог даже не объяснила женщина, что с ней произошло. «Между делом» предложила госпитализацию, от которой пациентка, не знавшая о тяжести своего состояния, отказалась. Врач ничего не объяснила и спокойно приняла отказ. Пациентку она отпустила домой. Через два дня женщина умерла от повторного инфаркта.

Все эти случаи объединяет одно: если бы пациенты и их близкие могли вовремя получить информацию,  человеческие жизни были бы спасены, а здоровье сохранено. Молчание врача приводит к катастрофическим последствиям, но нередко больной просто не знает, куда обратиться за информацией. Сегодня пациентов спасает от неведения Лига — не получив объяснений у врача, они звонят за бесплатной консультацией в организацию, которая защищает их интересы.

КОШЕЛЕК ИЛИ ЖИЗНЬ: О «БЕСПЛАТНОЙ» ПОМОЩИ ВРАЧА

26 сентября был опубликован отзыв «Лиги защитников пациентов» на доклад Минфина Президенту РФ «Оптимизация государственных расходов и привлечение негосударственных источников финансирования в сфере здравоохранения».  Оптимизировать — значит, сократить. Несложно догадаться, какие изменения ждут  медицину, если речь идет об «оптимизации» государственных расходов на нее. Впрочем, авторы идеи предполагают, что  вместо государственного бюджета на помощь медицинской помощи придет частный капитал. Однако любой инвестор рассчитывает на прибыль… Как получить ее? Разумеется, с клиентов, т.е. пациентов.

Лига пациентов категорически против предлагаемой Минфином идеи создания государственно–частных партнерств на базе государственных учреждений. Закон не обязывает государственно–частные партнерства оказывать бесплатную медицинскую помощь.  Статья 41 Конституции, гарантирующая каждому гражданину России право на охрану здоровья и медицинскую помощь, гласит: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».  Государственно–частные партнерства — пусть и на базе городских больниц — такими учреждениями не являются. И обязанность уважать конституционное право гражданина тоже относится не к ним. Яркий пример государственно–частного партнерства в московской медицине — 63-я городская больница. В документах, регулирующих ее деятельность, уже указано: 60% медицинской помощи оплачивают сами пациенты, остальные 40% остаются бесплатными.

«Из–под Конституции убирают инфраструктуру государственных и муниципальных предприятий, — предупреждает Александр Саверский. — Огульный поиск инвестиций приведет к тому, что мы потеряем бесплатную систему здравоохранения».

По мнению Лиги, конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь превращают в декларацию. Если нет государственных и муниципальных учреждений — нет возможности реализовать право. Кроме того, государственное учреждение имеет возможность привлекать инвестиции самостоятельно, и никакой необходимости менять организационно–правовую форму поликлиники или больницы на самом деле нет. Возникает вопрос: какова же истинная цель превращения  помощи пациенту в сферу государственно-частного партнерства?

Необходимость «инвестировать» в ситуации, в которых царят немощность, страх (за себя и близких) и незнание (что болит, какой диагноз, как лечить) превращают пациента в идеальное средство зарабатывания денег. Это путь в Средние века. В эпоху, когда каждый платил за себя и... быстро умирал.  Больной человек долго платить за себя не может. А стоимость услуг (пусть даже медицинских) будет стремиться ввысь в гонке за капиталом. Медицину в США принято считать примером для подражания. Однако в рейтинге ВОЗ по качеству и доступности медпомощи Штаты занимают лишь 37–е место. На здравоохранение страна расходует 18%  своего ВВП. Если считать не проценты, а сами финансовые средства, сумма будет близка к размерам затрат на здравоохранение всех остальных стран мира вместе взятых.

«Оптимизация» ожидает практически все сферы российского здравоохранения. Бюджет высокотехнологичной медицинской помощи падает на 20 миллиардов. Из ситуации есть два выхода: либо объем помощи будет урезан, либо финансировать ее станут не государственные, а частные источники. Но любой инвестор обязан получать прибыль. И в роли ее источника окажется человек, находящийся в беспомощном состоянии.

По некоторым сведениям, высокотехнологичная медицинская помощь будет переведена в сферу ОМС. Финансирование обязательного медицинского страхования при этом не планируется увеличивать. И есть риск, что система страхования в здравоохранении в ее нынешнем виде способна стать непреодолимым барьером между пациентом и помощью врача. В проекте закона об ОМС содержится фраза «полис является основанием для оказания медицинской помощи». Благодаря усилиям Лиги защитников пациентов фразу дополнили словами «кроме экстренных случаев». Однако благодаря тому, что скорая помощь была переведена в систему ОМС, уточнение может оказаться недостаточным. За больных с полисом скорой платит федеральный бюджет, за больных без полиса — региональный. Если у пациента не оказалось с собой документа ОМС — у службы 03 возникают большие проблемы. Получить деньги за спасение человека без полиса — очень и очень затруднительно.

Одно из предложений Лиги по разрешению ситуации — возврат к подушевому финансированию здравоохранения.  Подобная система действовала в СССР и проявила себя очень хорошо. Если за пациента платят на год вперед, ни врач, ни поликлиника, ни больница не окажутся в стесненном положении. Более того, у  медработников не возникнет необходимости сделать в карте пациента лишние записи.

Сегодня доля приписок в российском здравоохранении составляет от 30 до 60%.  Чем больше обращений к врачу и закрытых справок и больничных, тем выше финансирование медицинского учреждения. Благосостояние поликлиники зависит не от количества прикрепленных к ней людей, а от числа болезней. Чтобы улучшить его,  достаточно знать номера полисов пациентов. Сами пациенты системе здравоохранения не нужны. Пример из жизни: женщина родила ребенка, а потом в течение нескольких месяцев видела педиатра два раза. В ее медкарте были отмечены ежедневные визиты к врачу…

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи рубрики новости:
Стартует уникальная олимпиада по фармацевтике для учащихся

Открылся прием заявок на участие во Всероссийской естественнонаучной олимпиаде «Российская школа фармацевтов».

Изменения в экзаменах для абитуриентов фармацевтики

С 1 марта следующего года при одобрении разработанного Минобрнауки перечня экзаменов при приеме в вузы на бакалавриат и специалитет всем поступающим предстоит аттестация по русскому языку.

Ирвин 2 и Фармимэкс участвуют в госпоставках спецпрепаратов

Фармкомпании «Ирвин 2» и «Фармимэкс» победили в цифровом запросе котировок на поставку ланаделумаба для предотвращения многократных приступов наследственного ангиоотека, тедуглутид — для лечения пациентов с синдромом короткой кишки и кризотиниба против опухолей.

Круг добра возобновляет прием заявок на препарат надолол

Из-за перерыва в поставках лекпрепарата надолол «Кругу добра» пришлось перевести часть пациентов на другую терапию и не принимать заявки на медикамент.

Контроль за БАД и пищевыми добавками станет строже

Денис Мантуров, первый вице-премьер, поручил Роспотребнадзору разработать индикаторы риска несоблюдения обязательных требований при проведении государственного контроля за БАДами и пищевыми добавками.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024