Фармперсонал: курс на FMCG или юридическая безопасность?
Главное конкурентное преимущество. И первая "головная боль" аптеки. А еще — предмет пристального внимания всех: от руководителя аптечной организации до контрольно-надзорного органа. Все это кадры.
Именно за них идет борьба между аптечными сетями. Именно о них написаны профессиональные стандарты и для них — Надлежащая аптечная практика. Именно об их профессиональных и личностных качествах, а также многочисленных обязанностях идут споры многолетние, которые впору перевести в разряд философских.
Что нужно сделать, чтобы аптечный кадровый вопрос перестал являться столь острым и проблемным? И насколько необходимо снижать его остроту?
ЗАВЕДУЮЩИЕ АПТЕКОЙ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ?
Первые признаки развития событий именно в эту сторону — изменения в работе на должности "заведующая аптекой". Точнее, тенденция к исчезновению этой должности и замене ее позицией, контролирующей 3, 5, 7 аптек. Региональный директор, территориальный менеджер или как–то иначе.
Суть одна: компания получает экономию на фонде оплаты труда, а провизоры и фармацевты (последние особенно) — серьезное сокращение карьерных перспектив. Возможность дорасти до заведующего аптекой не только профессионально, но и юридически отодвигается для них на долгие годы. Привлечет ли это специалистов в профессию?
Ведь им останутся рабочие места всего лишь "за прилавком".
Как бы фармацевтическая розница стремилась быть не похожей на продуктовый ритейл, но необходимость выживания диктует свои законы и способы. И уже забыто убеждение о непохожести аптечного сегмента на другие сегменты рынка.
Ощущение успеха за счет активного копирования FMCG (fastmovingconsumergoods, быстро оборачиваемые потребительские товары) овладело аптечным рынком.
Крупные игроки аптечной розницы ищут для себя топ-менеджеров из продуктового ритейла, как замечает Марина Тарнопольская, управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia. Такие руководящие кадры обещают сделать работу более эффективной…
Трудоустраивать менеджеров из аптечной розницы сложно, признается эксперт. Сложно по таким причинам, как низкая маржинальность и высокая зарегулированность бизнеса. Материальная отдача от фармацевтической деятельности не так велика, а вот количество обязанностей и ограничений, напротив, внушительно. Все это тормозит профессиональный рост аптечных управленцев.
Под воздействием FMCG в ближайшие несколько лет ситуация в аптечной рознице должна естественным образом измениться. Если аптечные компании активно будут набирать руководящих специалистов из продуктового и прочего ритейла — они принесут в аптеки свой стиль управления. И «дотянут» отстающий сегмент рынка до своего более высокого уровня. Поспособствует этому и укрупнение аптечных сетей — ведь из-за консолидации необходимость в менеджерах среднего звена станет меньше.
Проще говоря: когда аптечный рынок скопирует механизмы и инструменты FMCG — ситуация с руководящими кадрами перестанет быть столь сложной, а фармацевтические специалисты, скорее всего, окажутся всего лишь за первым столом.
СЛОМАТЬ СЕБЯ ПОД АЛГОРИТМЫ ПРОДАЖ ИЛИ...
Как поясняет Маргарита Шилова, руководитель учебного центра ООО ФЦ "Знание", многим фармацевтам и провизорам трудно работать по корпоративным стандартам. И придерживаться строго определенного алгоритма в общении с покупателем–пациентом.
Легко ли сломать себя, отказавшись от своих убеждений — пусть даже ради значительного вознаграждения? Опыт показывает, что нет. Специалист попробует найти другую аптеку, для которой фармконсультация пока еще важнее фарммаркетинга (скопированного во многом из того же неспециализированного ритейла). А если не получится — уйдет из профессии...
Ведь он больше не видит смысла в своем труде и, что самое печальное, не имеет возможности этот смысл создать. Не чувствует сопричастности к общему делу.
ГЛАВНОЕ — ПОНИМАТЬ ЗАЧЕМ
Именно это чувство, вот это ощущение — самое главное в работе аптеки, подчеркивает Владимир Гридякин, генеральный директор аптечной сети из Подмосковья (ООО "Альянс–Фарм").
Гордость за свой труд, за свое предприятие, за свой коллектив, понимание того, что вносишь вклад во что-то действительно важное, — такое ощущение должно быть у каждого сотрудника, замечает руководитель аптечной организации. И неважно, уборщица это, стажер или генеральный менеджер. Если же этого нет...
СКОЛЬКО ФАРМРАБОТНИКОВ В РОССИИ?
Симптоматическое лечение кадровых (а попутно финансовых) проблем аптечной розницы путем преодоления ее непохожести на весь остальной ритейл — по всей видимости, путь к проблемам еще большим. Краткосрочный успех сегодня рискует привести к серьезному оттоку кадров.
Кстати, а каков дефицит аптечных специалистов?
Ответ на этот вопрос нам... неизвестен. "Как можно говорить о нехватке специалистов в цифрах, если мы вообще не знаем — сколько их? У нас такой учет не ведется, — констатирует Дмитрий Целоусов, исполнительный директор ААУ "СоюзФарма". — И именно поэтому мы совместно с Союзом "Национальная Фармацевтическая палата" активно выступаем за создание регистра фармацевтических работников Российской Федерации. Это позволит иметь объективную информационную базу данных о специалистах, осуществляющих фармацевтическую деятельность, анализировать обеспеченность отрасли кадрами, выявлять потребность в объемах подготовки, переподготовки и повышения квалификации фармацевтических работников и в соответствии с ними оперативно адаптировать образовательные программы".
Действительно, оперировать можно лишь приблизительными данными. 120–150 тыс. человек — по подсчетам ряда экспертов–аналитиков. Но из этой цифры нельзя узнать самое главное: каков процент провизоров и фармацевтов, работающих по совместительству?
ТРИ С ПОЛОВИНОЙ СОТРУДНИКА НА АПТЕКУ
Труд одного и того же специалиста в нескольких организациях — та необходимая сегодня мера, которая поможет сотруднику залатать дыры в семейном бюджете, а компании — в кадровой политике. По подсчетам фармцентра "Знание", в нашей стране сегодня около 45 тыс. аптек. И среднее число сотрудников — 3,5 единицы на одну аптечную организацию.
Если же воспользоваться данными AlphaRM — в 2018 г. в России работало 65 тыс. аптек. И тогда коэффициент совместительства фармацевтов и провизоров будет еще более внушительным. А ведь в некоторых аптечных организациях и, правда, трудятся по два человека...
ЕЩЕ РАЗ ПРО ЗАРПЛАТЫ
Причина лежит на поверхности. Только 13% провизоров и фармацевтов удовлетворено своим ежемесячным доходом, делится данными проведенного опроса Маргарита Шилова. Для многих специалистов уровень заработной платы на 10% выше текущего, а это иногда 3–4 тыс. руб. — уже основание для того, чтобы сменить место работы.
Еще красноречивее сведения, предоставленные руководителем отдела исследований HeadHunter Марией Игнатовой. В последние полгода 20% объявлений о поиске заведующей аптекой — каждое пятое! — отправлены из Москвы или Московской обл. Говорить это может как о стабильности аптечного сегмента в остальных регионах, так и о том, что он медленно, но верно "оптимизируется". "Чем дальше от крупного города, тем острее встает вопрос кадрового дефицита и слабой квалификации аптечных работников", — замечает директор компании–дистрибутора "Интер–С Груп" Настасья Иванова. Свой вклад вносит и нехватка профильных вузов, факультетов и колледжей.
Кстати, в столице руководителю аптечной организации предлагают среднюю зарплату в 60 тыс. руб. Санкт–Петербург отстает на пять тысяч, а средняя ежемесячная зарплата по стране — еще на 5.
КАК БЫТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ?
Обучать новичков на должности заведующего готова лишь каждая десятая аптека. Это логично, но... так чаще всего подходят и к остальным аптечным вакансиям.
"Сегодня мы являемся одной из немногих межрегиональных сетей, принимающих на работу дипломированных специалистов без опыта, в то время как другие работодатели ориентируются на соискателей только со стажем, — констатирует Арсен Петросов, заместитель директора по продажам аптечной сети "Вита Плюс" из Пятигорска. — Разумеется, прежде чем новички будут допущены к автономной работе, им необходимо пройти период стажировки. В ходе которой накапливаются знания и закрепляются навыки. Под контролем и в обязательном присутствии заведующего аптекой".
Казалось бы, алгоритм прост и понятен: молодого специалиста вводит в профессию опытный наставник. Так происходит на протяжении даже не веков, а тысячелетий, и эта традиция не из тех, которые устарели. Но когда условия работы усложняются чрезмерно — и человек, и организация стремятся любой ценой сэкономить ресурсы. А в аптечной деятельности "утяжелителей" и "усложнителей" предостаточно. Например, система НМиФО в ее сегодняшнем организационном варианте. До периодической аккредитации осталось совсем мало времени, но...
СЕРТИФИКАТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ТЫКВУ?
"Специалисты, в первую очередь, хотят получить ответ на вопрос: что ждет их в 2020 г.?" — констатирует Ирина Григорьева, доцент кафедры фармакологии с курсом фармации РязГМУ. До часа Х осталось совсем недолго. А ответов нет на вопросы самые очевидные и самые важные. Например, на такой вопрос: "Как быть с баллами НМиФО, если аптечный работник в отпуске по уходу за ребенком"?
Ситуации здесь могут быть различны. Может случиться и так, что сертификат специалиста истечет в течение отпуска — и что тогда?
Неясна и судьба фармацевтических работников, которым предстоит "догонять" и добирать баллы. "Специалисты, начавшие формировать портфолио согласно приказу №334н с опозданием или по каким–то причинам имеющие недобор баллов, — обращает внимание преподаватель, — ждут ответа на вопрос: "Как добрать баллы, пройдя 1–2 краткосрочных курса повышения квалификации дополнительно?"
Однако НМиФО все еще безмолвствует. И со временем преданность любимой профессии (о которой многие мечтали еще в детстве) может не выдержать под натиском перегрузок (физических и эмоциональных), правовой неопределенности и хронического дефицита семейного бюджета.
А фармацевтические вузы и профессиональные ассоциации стараются достучаться до регулятора, чтобы устранить пробелы, которые были понятны еще в 2016 г., когда, собственно, был дан старт первичной аккредитации.
О ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ И ЕДИНИЧНОЙ АПТЕКЕ
Каждый провизор должен быть немножко юристом. Правовая подготовка будущих фармацевтических специалистов важна еще до того, как им выдадут диплом, замечает доцент кафедры УЭФ БашГМУ Артур Гайсаров.
Знать права и обязанности — как свои, так и покупателя-пациента. Успеть за нормативным актом, присвоившим привычному лекарству новый, особый статус (НС или ПВ). Быть в курсе новых документов. Все это провизору приходится делать ежедневно.
"Ситуацию с новыми НПА, конечно, помогают отслеживать "офисы" аптечных сетей и специализированные СМИ. Но ведь все равно, разумеется, остаются «одиночные» аптеки, где все (возможно, даже и бухгалтерский учет) лежит на провизорах и заведующем, — обращает внимание Артур Гайсаров. — Особенно если владелец такой аптеки не является специалистом здравоохранения".
Казалось бы, что мешает провизору поступить в юридическую магистратуру и уже через два года быть полноценным специалистом в области юриспруденции?
Однако уже в начале обучения станет ясно: то, что потенциальные сокурсники изучали четыре года, трудно освоить в свободное между работой и учебой время. Здесь могли бы помочь специальные магистерские программы для фармспециалистов — например, курс по фармацевтическому праву, замечает доцент кафедры управления экономикой фармации.
СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА СОВСЕМ НЕ СТАНДАРТНА
Эксперты прогнозируют: в ближайшее время кадровый вопрос в фармации существенно изменится. И главными "факторами перемен" станут маркировка, интернет-торговля, система менеджмента качества и вероятное возрождение экстемпорального производства.
Необходимо будет вносить изменения в СОПы, заметила на заседании аптечного клуба "Зеленый Крест", посвященном маркировке, генеральный директор ООО "СоюзФарма–ТМ" Мария Литвинова. И действительно, СОПы ждут значительные корректировки.
Однако разработка поправок для стандартных операционных процедур станет возможна тогда, когда все необходимые пояснения даст ЦРПТ. С таким вопросом профессиональная ассоциация уже обратилась к специалистам Центра. Даны первые объяснения, в т.ч. по приему/отпуску маркированной продукции. Но это далеко не все.
И сами СОПы пока еще требуют доработки. Точнее, систематизации. "Если каждая аптека составляет такие документы самостоятельно, то как быть контролирующим органам?" — над этим вопросом предлагает подумать Елена Лазарева, директор учебного центра "Доктрина". Действительно, как проверять то, в чем нет единообразия? И не должна ли стандартная операционная процедура стать действительно стандартной, т.е. единой для всех аптечных организаций? Но не путать с типовой "рыбой", которую делают по одному лекалу аптекам на заказ сторонние организации.
СИСТЕМА КАЧЕСТВА: КОНТРОЛЬ ЕСТЬ, ВАКАНСИЙ НЕТ
Что касается СМК, то за три месяца на сайте HeadHunter загружено два резюме на должность уполномоченного по качеству аптечной организации. Вакансий пока ноль. Однако, как замечает Маргарита Шилова, система качества уже нашла свое отражение в проверочных листах Росздравнадзора. А вот готовы ли к этому аптеки? И выдержат ли они?
ОБЕСПЕЧИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Дополнительные правовые акты по "кадровому вопросу" крайне необходимы для интернет–торговли. В предлагаемом варианте законопроекта фармацевт ассоциируется с курьером, что вызывает справедливое негодование фармацевтического сообщества. И в самом деле, человек получает серьезное образование, учитывая огромный объем знаний (даже если это всего лишь среднее специальное), чтобы потом стать курьером? Положительному решению кадровых проблем фармации это вряд ли поспособствует.
Возрождение экстемпорального изготовления лекарственных препаратов (в необходимости которого сомнений меньше, чем в маркировке и дистанционном отпуске) также требует законодательных изменений в части необходимости аптечного изготовления лекарств и в подготовке фармацевтических специалистов. "Современный провизор лучше разбирается в коммерческих технологиях, в управлении и экономике фармации, чем в вопросах фармацевтической химии, — констатирует Настасья Иванова. — Неудивительно, что аптечное изготовление лекарств по индивидуальным рецептам практически сошло на нет, оставшись, в основном, в немногочисленных государственных и муниципальных аптеках".
Подготовка аптечных кадров — вопрос, требующий системного решения. Но кроме животрепещущих вопросов фармации — образования, заработной платы и дефицита кадров, аптечным работникам необходимо обеспечить юридическую безопасность. Именно в ней, в частности, а не в стремлении сделать фармацию похожей на продуктовый ритейл, — один из ключей к решению проблемного кадрового вопроса.
Посетитель аптеки пока доверяет ее специалисту, зная о его специальном образовании. Каким будет этот специалист года через 2–3? Если уже сейчас из-за потери престижа профессии, дефицита аптечных кадров и всевозможных гонений на аптеки, первостольник порой представляет из себя довольно печальное зрелище — незнание препаратов, их свойств, мест их хранения на полках своей небольшой аптеки.
Так быть не должно, согласитесь?
Сегодня мы являемся одной из немногих межрегиональных сетей, принимающих на работу дипломированных специалистов без опыта, в то время как другие работодатели ориентируются на соискателей только со стажем.
Если говорить честно, то нам сложно трудоустраивать топ–менеджеров, работающих в аптечной рознице.
Говоря откровенно, несколько настораживают те тенденции, которые сопровождают кадровый вопрос в аптечной рознице.
Сотрудники должны гордиться тем местом, где они работают, им должно быть интересно. А этот интерес создаем только мы сами. Никто другой нам "на блюдечке" ничего не принесет.
Как можно говорить о нехватке специалистов в цифрах, если мы вообще не знаем — сколько их?
Кадровый голод в фармацевтической отрасли все мы наблюдаем уже долгое время. Это ощущается и в крупных городах, и в небольших отдаленных населенных пунктах.
Кто должен пройти процедуру периодической аккредитации, известно. Эти специалисты, в первую очередь, хотят получить четкий ответ на вопрос: что ждет их в 2020 г.?
Практикующие специалисты — фармацевты и провизоры — обычно в первую очередь (и особенно в начале работы) сталкиваются со сложностями в общении с покупателями–пациентами.
По аналитике hh.ru, поисками заведующих аптеками за последние полгода чаще занимались работодатели из Москвы (10% от всех вакансий для работников этой специализации в России) и Московской обл. (также 10%).
Рост количества аптек, проблемы профессионального обучения и высокая нагрузка на специалистов — основные причины дефицита квалифицированного персонала в области аптечной фармации. А он сегодня наблюдается во всех регионах страны.