Этика фармрынка: совместимы ли помощь и маркетинг?
Этика фармрынка: совместимы ли помощь и маркетинг?
Слово «этика» на греческом означает «выражающее нравственное убеждение» и одновременно – «привычку, обыкновение, нрав». Видимо, не случайно древние греки объединили эти значения в одном слове. В привычку и в повседневное обыкновение должны закладываться нравственные убеждения, выражающие мораль человека, общества в целом. Общества, в котором главной ценностью является человек. Но как этичные жизненные убеждения сочетать с активной коммерческой деятельностью, целью которой является получение прибыли и завоевание рынка? Особенно в здравоохранении, частью которого является лекарственный рынок.
Цель этики – установить правила поведения человека в общении с другими людьми, моральные и нравственные принципы, которых нужно придерживаться. Подобные «неписаные законы» существуют во всех сферах жизни, во всех социальных группах. В среде представителей любой профессии – вне зависимости от рода деятельности – есть своя профессиональная этика. Врач и фармацевт – не исключение.
Чем определяется этичность поведения врача и фармацевта? Вежливым, уважительным отношением к пациентам и коллегам? Разумеется. Но единственный ли это критерий? Быть может, главное – понимание ценности жизни, уважение к ней и, как следствие, стремление беречь всякий живой организм и сохранять его здоровье? Не напрасно возник новый научный подход к поведению специалистов, имеющих дело со здоровьем и жизнью. Он получил особое название – биоэтика. Этичное отношение ко всему живому…
Можно возразить – а есть ли необходимость создавать целую науку? Ведь, чтобы определить правильное отношение к пациенту, достаточно двух слов: «Не навреди!» Проблемы начинаются, когда этот несложный принцип сталкивается с другими лозунгами, целями и устремлениями. Например, в самом слове «фармрынок». С одной стороны – помощь человеку, возвращение утраченного здоровья, с другой – маркетинг, прибыль, реклама.
Кстати, в странах Европы пациент фактически не является покупателем/потребителем. Деньги, потраченные на покупку лекарств, гражданину возвращает государство. А препараты, в свою очередь, не являются предметом рынка.
Что же касается нашего – уникального в своем роде – рынка… Пациент и врач, пациент и фармацевт, пациент и производитель препарата – во всех случаях больной человек представляет собой «слабое звено». В его распоряжении – меньше полезной информации и (чаще всего) крайне мало медицинских/фармацевтических знаний.
Неосведомленность потребителя предоставляет массу возможностей неэтичного к нему отношения. При этом он может и не понять, что с ним поступили нечестно, а над медицинским принципом «не навреди» одержало победу «маркетинговое» стремление выгодно реализовать товар и получить максимально возможную прибыль.
Больше всего нарушений этики – в сфере продвижения лекарств на рынок. Благополучие компании-производителя – прямой итог того, чьи препараты покупают/выписывают/рекомендуют. Следовательно, для кого-то цель оправдывает средства – и достигается путем финансовой поддержки, например, врача. Но когда легче убедить его действовать в своих интересах? Когда он финансово обеспечен – и может позволить себе и близким достойно жить и эффективно работать? Или же в условиях, когда единственная задача врача – выживание?
Одно из главных лиц фармрынка, определяющих его поведение и мораль, – государство. В его отношениях с другими участниками также обнаруживаются этические проблемы. Выражает ли оно уважение к медицинскому сообществу – и отдельно взятому врачу? Заботится ли о здоровье гражданина – потенциального пациента – и здоровье нации в целом? Недофинансирование учреждений здравоохранения порой ставит их на грань выживания, тем самым ограничивая доступ больного к необходимой помощи. Попытки перевести медицинское обслуживание на коммерческие рельсы и сделать медпомощь платной – правильно ли это с точки зрения этики? Тем более что существующая сейчас система бесплатного медобслуживания не такая уж бесплатная – мы ведь отчисляем налоги с заработной платы в фонды ОМС. Если их не хватает на достойную медицинскую помощь, может быть, причины не в недостаточности бюджетных средств, собираемых с наших налогов, а в прожорливости чиновников и их неэффективной работе?
Для возникновения этических проблем достаточно «столкновения» противоположностей. Трудно совместить медицинский подход с административным, необходимость вылечить человека – с желанием получить прибыль, страх перед болезнью – с четким пониманием смысла лечения, стремление «брать от жизни все» – с правильным отношением к своему же здоровью.
Неэтичным может быть даже пациент в отношении самого себя: принял таблетку, устранил – на время – боль, а с самой болезнью разбираться не стал. Но не поддерживает ли его в этом реклама, активно пропагандирующая симптоматическое «лечение»? И жизненная ситуация, любезно предоставляющая «право выбора»: перенести болезнь «на ногах» – или подставить под удар перспективную работу, сэкономить на лечении – или экономить на питании и удовольствиях?
Другой источник проблем – стремление пользоваться своим преимуществом при достижении определенных целей. Знания, финансы, власть – все можно превратить в способ управления более слабым участником диалога.
Несмотря на то, что 15 лет существует Этический кодекс фармацевтических работников России, что еще 23 года назад было доказано, – классический маркетинг в области фармации – несостоятелен (с чем согласились даже специалисты из США) и должен уступить место концепции фармацевтической помощи, вопрос решения этических проблем в фармации остается открытым… И действительно – как убедить быть этичным?