Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.
Таким образом, исходя из «возраста» терминов, оба профессиональных направления защиты здоровья появились настолько давно, что за это время успели сформироваться, укорениться и успешно развиваться два очень похожих и совершенно разных менталитета: медицинский и фармацевтический. О первом говорить не будем, это с успехом сделал Гляйзер, а вот другой за эти долгие века постепенно приобрел черты психологии — психологии фармацевтической. Попробую это обосновать и объяснить.
В начале XX в. известный немецкий психолог Г. Эббингауз писал: "Психология имеет долгое прошлое и краткую историю". Говоря о "долгом прошлом", Эббингауз имел в виду многовековой период развития психологических знаний в рамках непсихологических научных дисциплин, прежде всего, философии[1]. Говоря о психологии, мы чаще всего думаем о душе — что, по существу, соответствует понятиям "психика", "сознание", "внутренний мир человека", сегодня более употребляемым.
Вопросами о сущности человеческой души люди стали интересоваться задолго до появления первых философских концепций.
Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма.
Материалисты–философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Согласно древнегреческому философу–идеалисту Платону, ученику и последователю Сократа, душа — это нечто божественное, отличающееся от тела; душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом, причем оба этих «субстрата» находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Об этом же говорится и в «Священном Писании».
Учение о душе во многом развивалось благодаря открытиям и опыту, накопленному античными врачами. Из медицинских школ наших главных "героев" Гиппократа и Галена в современную психологию пришло учение о четырех классических типах темперамента: флегматике, сангвинике, холерике и меланхолике. Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом для дальнейшего становления и развития психологии.
Психология как составная часть философии по происхождению и основным понятиям тесно с ней связана. Некоторые разделы философии, например, теория познания изучает закономерности процесса "узнавания" мира и основные его этапы (чувственное и логическое познание), связанные с психическими процессами. Этика как учение о нравственности, научном понимании добра и зла, опирается на знания о личности, об эмоциях и чувствах. Эстетика — учение о прекрасном, его объективных законах и субъективных факторах, которые заключаются не только в искусстве, но и в природе, человеке, тесно связана с психологией личности. Более того, основной вопрос философии о том, что первично — материя или сознание — по своему существу также является психологическим.
Вот здесь мы и подошли к главному — пониманию того факта, что фармацевтический менталитет является основой фармацевтической психологии, где чувственное восприятие и логическое познание, этика, эстетика, психология личности являются краеугольными камнями «души фармацевта» или, выражаясь современным языком, его бэкграундом: уровнем образования, культуры, эрудиции, умудренности жизненным опытом. Добавьте сюда такие современные психологические компоненты, как эмпатия, сервисность, клиентоориентированность, стремление прийти на помощь и пр., и вы получите классический психологический образ современного фармацевта-космополита.
Возможно, все вышесказанное может быть отнесено и к медицинской психологии, но, думаю, там и без меня есть кому разобраться в этом вопросе бытия.
Теперь предстоит понять, какие, собственно, психологические качества присущи фармацевту независимо от страновой, этнической, религиозной или национальной принадлежности, пола, возраста и пр. Чтобы раскрыть эту тему, газетной публикацией не обойдешься. Однако ключевые моменты понятны: они определены выбором профессии (профориентацией), образованием, воспитанием (в семье и обществе), складом ума и состоянием души.
К числу важнейших, отличающих работника с фармацевтическим менталитетом, относится коммуникабельность и способность разбираться в людях. Эта профессиональная компетенция приходит не сразу, но постепенно, с опытом, с учетом того, что ее основы закладывались в учебном заведении, где будущий фармацевт аккумулирует по мере прохождения обучения понятие долженствования как, по И. Канту[2], особого рода необходимость добровольного осуществления поступка, основанного на идеальных ценностях, знаниях и принципах, за которые человек несет ответственность. Под "поступком" здесь понимается вся последующая деятельность в области фармации, независимо от актуальной специализации.
Можно возразить, что многие другие компетенции требуют того же, но ответ достаточно прост: ни одна профессия, включая медицинскую (профессия продавца в расчет не берется[3]), не подразумевает такого количества межличностных контактов, как профессия фармацевта (провизора). По данным ВОЗ[4], сегодня в мире трудятся ˜4,5 млн фармацевтов, из них ˜80% работают по специальности: 55% — в ритейле, 18% — в госпиталях, 10% — в фармпрмышленности, 5% — в академической сфере, 5% — в регуляторной, причем на три последних места работы специалисты попадают, чаще всего, через ритейл. По экспертным оценкам, посещаемость ритейла — каждый взрослый человек планеты не менее 10 раз в году, исключение составляют беднейшие страны Африки, Латинской Америки и Азии — это примерно 3 млрд человек по состоянию на начало 2019 г.
С учетом рабочего графика, сменности, отпусков, численности фармацевтического персонала аптечных учреждений, количество профессиональных контактов между посетителями и работниками аптек, например, в ЕС (попробуем экстраполировать эти данные на Россию), по той же экспертной оценке (основанной на хронометраже рабочего дня), составляет в среднем примерно 50 контактов в течение 6–часовой смены или порядка 100 контактов и более в течение 12–часовой: это около 150–200 мин. или соответственно 300–400 мин. (до 500 мин. — в крупных городах) взаимного вербального обмена (исключая ответы на телефонные звонки). При этом следует учитывать, что каждый посетитель аптечного учреждения отличается один от другого множеством личностных "параметров" во время визита: культурой, состоянием здоровья, образованием, умением и желанием общаться, платежеспособностью, мерой трезвости, настроением на данный момент, уровнем знания языка общения и пр. Отсюда понятно, какому испытанию подвергается психика фармацевта в течение времени консультирования, помимо которого приходится дополнительно общаться с коллегами, врачами (для уточнения назначения), поставщиками, проверяющими, местными органами и пр., а после работы еще и с семьей.
А ведь на фармацевта также возложена ответственность за соблюдение фармацевтического порядка, учет прихода и расхода медикаментов, их надлежащее распределение (расположение, складирование, фасовка, укрепление ценников и пр.), условия хранения, актуальность нахождения в электронной сети аптеки и еще много за что.
О необходимости знания свойств, механизма действия, особенностей применения, взаимозаменяемости, совместимости, цены сотен наименований (ТН, МНН и проч.) лекарственных препаратов, БАД, медицинских изделий и т.д. и т.п. уже достаточно сказано в предыдущих публикациях.
Здесь самое место идентифицировать лицо, на котором сфокусирован фармацевтический менталитет производственника, дистрибутора и, главным образом, ритейлера, или, иными словами, как мы называем того, кому предназначены лекарственные средства как итог процесса.
Приведу несколько профессиональных терминов, из которых мои коллеги вольны выбрать тот, который представляется предпочтительным:
- пациент — терпящий, страдающий, нуждающийся в медицинской и (или) фармацевтической помощи и пользующийся ими;
- покупатель — приобретатель товара или услуги с последующей или предварительной их оплатой;
- посетитель — наведывающееся, интересующееся лицо (визитер);
- клиент — постоянный, регулярный приобретатель товара или услуги.
Внутри фармацевтического менталитета мы можем также наблюдать присутствие так называемых подпрофессиональных "нюансов" — особенностей, связанных с реализацией актуальной компетенции на конкретном рабочем месте: в аптеке, на производстве, в учебном заведении, научной организации, в учреждении и пр. Во всех подобных случаях общим местом является нацеленность на успешное исполнение должностных обязанностей в решении поставленных задач, где приоритетом выступают интересы таргетируемого (обслуживаемого, целевого) лица (лиц), профессионализм с привязкой к местным условиям.
Для построения успешной карьеры фармацевту сегодня крайне важно развивать также надпрофессиональные навыки, так называемые soft skills (гибкие навыки). Это коммуникации и целеполагание, т.е. межличностное и межкультурное общение, а также концептуальное понимание системы менеджмента качества и иных системных стандартов, умение с ними работать (понимать, что, как и зачем нужно сделать с учетом актуальных новаций).
Обратите внимание — вся упомянутая профессиональная деловая активность (компетенция) прямо или косвенно направлена на удовлетворение потребности именно того лица, которое идентифицировано выше.
Отличительная особенность работы фармацевта в ритейле, которую пока никак и нигде не удается как-то изменить, облегчить или усовершенствовать — пребывание на ногах практически в течение всего рабочего дня. Отсюда прилив крови к нижним конечностям со всеми вытекающими непростыми последствиями для здоровья и ее отлив из области головы: это можно сравнить с постоянными ограничениями доступа энергии к вашему компьютеру (и, естественно, его "зависание").
Госпитальная фармация ничуть не проще, там приходится готовить лекарства, в т.ч. стерильные, работать в ночную смену, консультировать больных в процессе лечения и при выписке, планировать процесс фармакотерапии вместе с лечащим врачом на позиции клинического фармацевта и пр.
Спрашивается, а при чем здесь менталитет, как он помогает достойно пребывать в должности и не ожесточиться на весь мир? Ответ простой: менталитет фармацевта — это сплав долга и ответственности, из которого выкристаллизовывается мотивация — один раз и на всю жизнь. Поэтому из фармации никто никогда никуда не уходит, ну, или почти не уходит, или почти никогда.
Фармацевт на работе — это настоящий, живой, трудолюбивый, скромный, нередко привлекательный, отзывчивый и неравнодушный "робот" со всеми присущими ему преимуществами и личностными особенностями специалиста по оказанию фармацевтических услуг, с неизбежным приливом крови к ногам и, к сожалению, ее постоянным дефицитом в верхней части тела. Лишь дома он раскрепощается, да и то не сразу.
В странах "золотого миллиарда" эта классическая производственная вредность достойно оплачивается: как правило, от 2500 до 10 000 долл. ежемесячно в зависимости от квалификации, должности, объема работы, продолжительности смены и рабочей недели, работы в выходные и праздничные дни, страны, принадлежности аптеки и пр., что помогает активизировать профессиональную мотивацию, удовлетворив при этом потребности в самопознании и решении личных проблем. Это не в последнюю очередь лежит в основе большого и заслуженного уважения к профессии фармацевта, как, впрочем, врача и юриста.
Фармацевтам удивительным образом помогает приверженность ЗОЖ — существенной части их менталитета: никто лучше их не знает, как реально избежать приема лекарственных средств, что необходимо сделать, чтобы его минимизировать. Поэтому фармацевты "стараются" меньше болеть и у многих это получается благодаря сбалансированному питанию, решительному отказу от вредных привычек, умению правильно отдыхать: гиподинамия фармацевту ритейла и клиники точно не грозит.
К сожалению, пока не удается найти статистически достоверный материал о средней продолжительности жизни, времени пребывания в браке фармацевтов, а также о количестве детей в их семьях, но еще не вечер, как говорится.
-----
[1] http://kpip.kbsu.ru/ps/glava2.html
[2] И. Кант. Критика чистого разума: пер. с нем. М.: Эксмо, 2010. С. 421.
[3] Продовольственный и иной ритейл в расчет не принимается, ибо значимость профессиональных компетенций фармацевта для потребителя (посетителя, покупателя, визитера, пациента, клиента) несопоставима с таковыми продавца любой квалификации.
[4] https://knoema.ru/atlas/sources/WHO