Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.
Конституция РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь,которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений (ст. 41). Фармацевтическая помощь — неотъемлемая составляющая помощи медицинской: постановление правительства №1492 от 08.12.17 прямо указывает на эту обязанность властей. Такова законодательная основа провозглашенного Конституцией социального государства, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие личности (ст. 7).
С целью обеспечения конституционных прав граждан на медицинскую помощь ежегодно утверждается программа государственных гарантий ее бесплатного предоставления, действующая в течение уже 20 лет. Сегодня она реализуется постановлением правительства №1610 от 07.12.19, предусматривающим оказание такой помощи на 2020 г. и на плановый период 2021–2022 гг.
Отсюда вывод: здоровье граждан — это национальный интерес государства, а его защита — важнейшая конституционная обязанность!
Конституционная идея создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономики с задачей к 2020 г. выйти "на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год" была закреплена в "Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.", разработанной Минэкономразвития и утвержденной правительством еще в ноябре 2008 г.[1]
"Если дать человеку бесплатно вовремя таблетку, дальнейшая экономия будет колоссальная — на стационары, больничные листы и вызов скорой помощи. Увеличится количество рабочих дней, а значит и налогов", — аргументированно полагает заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Игорь Бондарь — ведущий научный сотрудник НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина.
Снижение частоты и продолжительности госпитализаций является одновременно скрытым резервом высвобождения лекарственных препаратов объемом не менее 22%, как это предусмотрено программой "Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации"[2].
Таким образом, создание условий, при которых у населения не будет возникать проблем с получением лекарственного средства, является существенным резервом улучшения социального самочувствия граждан и серьезным вкладом в развитие экономики страны. Наша промышленность способна обеспечить страну практически всеми жизненно необходимыми и важнейшими препаратами, остальные могут быть приобретены по импорту.
Лекарственная безопасность государства, таким образом, может быть во многом достигнута уже в ближайшей перспективе, для чего необходимо, прежде всего, решить задачу реальной доступности фармацевтической помощи каждому гражданину страны. Данную проблему следует, по-видимому, разбить на два этапа: сначала обеспечить потребности наиболее нуждающейся в ней части нашего общества — например, пенсионеров, а затем, по мере успешности ее решения — остальных по предлагаемой схеме или путем частичной оплаты (частичной компенсации).
При рассмотрении условий, гарантирующих решение проблемы, необходимо оценить готовность общества к столь масштабной новации, поскольку для ее реализации потребуется вовлечение в процесс новейших достижений IT, технологий Больших Данных, ИИ (искусственного интеллекта), цифровизации, блокчейна, пятого поколения связи 5G и др. инновационных инструментов развития путем нахождения оптимума их интерференции. Оценивая ситуацию экспертно, можно сделать обоснованное заключение о ментальной, технологической и кадровой готовности страны к предлагаемому стартапу и способности его реализовать, необходимо лишь проявление надлежащей политической воли и современного грамотного фармацевтического менеджмента с привлечением специалистов в области информатизации и цифровизации — например, путем формирования многофункциональной площадки поиска программных и инвестиционных решений, именуемой "хакатон"[3], при консультативной поддержке Фонда развития цифровой экономики, недавно созданного национального консорциума "Цифровое здравоохранение", других заинтересованных сторон.
Назначение премьером Михаила Мишустина — эффективного драйвера цифровизации, зарекомендовавшего себя на посту главы ФНС профессионалом с серьезным IT–бэкграундом, вызывает в аспекте решения обсуждаемой проблемы определенный оптимизм.
Стержнем проекта должна стать безопасная многофункциональная платформа блокчейн, позволяющая защитить неопределенно большой массив данных от несанкционированного проникновения, с перспективой распространения программы на дружественные страны, например, государства ЕАЭС.
Концептуально существо предлагаемой технологии заключается в следующем.
На базе платформы блокчейн формируется единый сквозной федеральный регистр врачей, производителей лекарств, зарегистрированных ЛП, организаций здравоохранения (включая поликлиники, аптеки, дистрибуторов–коллекторов и пр.), а также пациентов, в данном случае пенсионеров. Назовем эту электронно-цифровую распределительную базу предположительно Диспенсарий.Рус. (или РосФАРМ).
По данным Минздрава России, реестр аккредитованных (сертифицированных) врачей и других медработников, имеющих право выписывать рецепты, на конец 2019 г. составлял в региональном разрезе 550 тыс. чел.[4]: в регистр заносится их перманентно актуализируемая база данных.
Число пенсионеров — 46,5 млн чел., из них по старости — 36,3 млн, продолжающих работать — 9,7 млн (в начале 2016 г. — 15,3 млн)[5]. Из-за отказа властей с 2016 г. индексировать пенсии работающим пенсионерам их покупательная способность, в т.ч. в отношении лекарственных средств, существенно снизилась. Более того, каждый третий работающий пенсионер ушел в тень, из–за чего бюджет теряет ежегодно около 300 млрд руб. только в виде неуплаченного налога на доходы физлиц; еще около 0,5 трлн руб. лишились ПФР, ФОМС и Фонд социального страхования[6].
Общее количество работающих налогоплательщиков в подсчетах ФНС на 22% меньше, чем нанятых, согласно данным Росстата: это величина неформальной (теневой) занятости сегодня — более 13 млн наших сограждан[7]. Скрытый фонд оплаты их труда (зарплаты в конвертах в официальном секторе и серые зарплаты в теневом) составил в 2018 г. 12,6% ВВП (свыше 13 трлн руб.)[8].
В регистре Диспенсария должны быть указаны следующие сведения о пенсионере: ФИО, дата рождения, дата выхода на пенсию, адрес регистрации и другие личные контакты, электронная медицинская карта (или иной соответствующий цифровой документ о состоянии здоровья), необходимые для реализации программы персональные данные.
Номенклатуру производителей лекарств, аптек, дистрибуторов–коллекторов, ФАПов, реорганизованных почтовых отделений и др. организаций, которые могут быть задействованы в программе производства, хранения, распределения и доставки лекарств, для включения в регистр, определяет специально созданный рабочий орган при Правительстве РФ.
Что касается производителей лекарств, то их внесение в регистр должно осуществляться по результатам переговоров, в процессе которых государство и предприятие договариваются о номенклатуре, условиях поставок, их объеме, а главное — цене, по которой государство готово приобретать фармацевтическую продукцию на основе долгосрочного контракта.
Особо хотелось бы отметить гипотетическое предложение В.В. Путина, сделанное им на заседании совета АНО «Россия — страна возможностей» 4 октября 2019 г., о создании госкорпорации "Здравоохранение", позволяющее по–новому взглянуть на проблему лекарственного обеспечения населения России, существенно ускорить и упростить организационное и технолого–экономическое решение проблемы.
Более того, на XI Инвестиционном форуме ВТБ Капитал "Россия зовет!" (20 ноября 2019 г.) президент высказал еще одну принципиальную для современной российской фармации мысль: "Китайской Народной Республике, кстати, удалось наилучшим образом, на мой взгляд, использовать возможности центрального администрирования и развития рыночной экономики"[9].
Словно в подтверждение сказанного президентом, на заседании Госсовета КНР практически одновременно (21 ноября 2019 г.) было принято решение об интенсификации усилий, направленных на углубление реформы здравоохранения и предоставление более эффективного медицинского обслуживания гражданам страны. С этой целью было предложено поддержать пилотную программу централизованных закупок и использования лекарственных препаратов, производимых в стране, для существенного сокращения расходов населения на фармацевтическую помощь.
Реализация указанной программы началась в апреле 2019 г. и дала заметные результаты: цены на отдельные препараты опустились до разумных пределов, что сделало их значительно более доступными для китайских потребителей.
Таким образом, сегодня мы наблюдаем практическую реализацию концепции конвергенции,выдвинутой еще во второй половине прошлого века нобелевским лауреатом академиком А. Сахаровым: мирового интеграционного развития на основе общих тенденций и императивов научно-технического и социально–экономического прогресса экономик социалистического и капиталистического обществ.
Развивая начатый процесс, Национальное бюро медицинского страхования Китая (NHSA) объявило 28 ноября 2019 г. о достижении договоренности с группой зарубежных фармацевтических компаний о существенном снижении цен на лекарственные препараты в обмен на включение их в государственную программу лекарственного обеспечения (фактически — госкорпорацию).
Речь идет о 70 важнейших препаратах, в т.ч. противораковых, отпускная цена которых для населения Китая снижена в среднем на 60% (!). Среди производителей, заключивших соглашения с китайскими властями, такие гиганты, как Novartis, Roche, AstraZeneca и Sanofi[10]. Компании добились включения своих препаратов в программу медицинского страхования с целью увеличения выручки за счет масштабного роста гарантированных продаж в стране. "Китай есть и будет невероятно большим рынком с крайне низкими ценами на лекарства, поэтому международные компании понимают, что им стоит значительно урезать цены на свои препараты, чтобы нарастить выручку за счет объема продаж", — резюмирует глава инвестиционного фонда Loncar Investments Брэд Лонкар (Brad Loncar). Этот известный фонд предоставляет инвесторам доступ к 29 компаниям, находящимся в центре фармацевтической трансформации Китая с целью занятия позиций мирового лидера в области иммунотерапии[11].
КНР вновь недвусмысленно демонстрирует уникальный опыт управления экономикой страны, в т.ч. в области оказания медицинской и фармацевтической помощи, путем эффективного сочетания госпланирования и рыночных механизмов, именно того, что предлагал в свое время академик Сахаров.
-----
[1] https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68?from=center
[2] Приказ Минздрава России от 13.02.2013 N 66 (ред. от 10.09.2019)
[3] Форум разработчиков (программистов, дизайнеров, менеджеров и др.) по решению сложных интеллектуальных задач.
[4] https://medvestnik.ru/content/news/Chislennost-vrachei-v-Rossii-uvelichilas-do-549-tysyach.html
[5] http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0797/barom05.php
[6] http://www.ng.ru/economics/2019-10-29/4_7714_pension.html
[7] https://pro.rbc.ru/news/5def71c69a79472eced03634?from=vitrina_1
[8] https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030
9] https://www.kremlin.ru/events/president/news/62073
[10] https://www.kommersant.ru/doc/4173647?
[11] https://www.businesswire.com/news/home/20190815005119/en/Loncar-China-BioPharma-ETF-CHNA- Celebrates-One-Year