24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

XXI век: Новая фармацевтическая реальность

Ситуация Х. COVID-19: начало апокалипсиса или сейсмический удар по фундаменту цивилизации?
Эпизод 5. SARS-CoV-2 vs Homo sapiens sapiens… (ч. 5/1)

 

Гандель Виктор Генрихович
Член-корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.

"Ненормальность — наша новая реальность (или новая нормальность)".
Джим Коллинз, американский бизнес-консультант, писатель, исследователь

Новая реальность — это когда мы, прежде чем что–либо предпринять, соизмеряем свои планы и действия с возможными рисками, генерируемыми сегодня коронавирусной пандемией, представляющей реальную опасность для жизни. Таких Homo sapiens sapiens, судя по тому, что ВОЗ сообщает о нескором выходе из "объятий" SARS-CoV-2, становится все больше: люди чаще задумываются об алгоритме выстраивания безопасной жизни и собственного поведения в создавшихся условиях.

После некоторого снижения заболеваемости в начале года ее темп снова возрос. По словам гендиректора ВОЗ Тедроса Гебрейесуса, заболеваемость выросла в Америке, Европе, Юго–Восточной Азии и Восточном Средиземноморье. Сложная обстановка складывается в Центральной Европе и Латинской Америке (в Аргентине и Бразилии особенно), где вновь приходится прибегать к жестким ограничительным мерам, включая карантин, «красные зоны», локдаун и комендантский час.

Сегодняшний день, по сравнению с "до ковидом" — определенно ненормальность: ограничения, непредсказуемость и неуверенность в будущем создают предпосылки для глубинных изменений в обществе и индивидуальном сознании, скорее характерных для предвоенного времени. Отсюда вывод: чтобы выжить общество должно постараться стать другим.

Каким? Более санитарно–гигиеническим, просвещенным, внимательным, осторожным и менее рисковым, более предусмотрительным, экономным (хозяйственным), заботливым (друг о друге и о себе), приверженным ЗОЖ, жизни онлайн и привыкающим к обучению и работе онлайн, более доверяющим фармации и медицине, толерантным к властям, прививкам, карантину, самоизоляции, дистанцированию, ограничениям путешествий и других перемещений и т.д. и т.п. Это будет "постковидное" общество — новая нормальность XXI в.

Взрывное обращение этого общества к услугам соцсетей и интернет-торговли создали новую реальность в бизнесе — компании стоимостью более 1 трлн долл. — Apple (2 трлн), Amazon, Alphabet (холдинг в процессе реорганизации Google Inc.), Microsoft (по 1 трлн): появление в мире триллионеров не за горами.

Наблюдаются неплохие перспективы и у Большой Финансовой Фармы: прогнозируемый рост стоимости акций ведущих фармацевтических и биотехнологических компаний с горизонтом инвестирования 2021–2022 гг. находится в диапазоне 23–33% (!).

Фармацевтическая отрасль России также демонстрировала уверенный рост в 2020 г.: по данным Минпромторга, стоимость произведенных лекарственных препаратов составила 486 млрд руб. — на 19,9% больше, чем в предыдущем году[1]. Государственные закупки фармацевтической продукции остаются основным драйвером роста рынка.

Пандемия усугубила потребность в психологической помощи: связанные с коронавирусом усложнение жизни, несбыточные ожидания, дезинформация, потеря доходов, ощущение неопределенности, тревоги и страха за себя и близких, уход близких — от всего этого психика значительной части населения истощилась под влиянием хронического стресса, отсюда опережающий рост производства и потребления антидепрессантов, ставший стойким общемировым трендом.

Коронакризис не мог не сказаться на здоровье и его качестве: население России сократилось за 2020 г. на 510 тыс. чел.: последний раз подобное фиксировали 15 лет назад[2]. Ожидаемая средняя продолжительность жизни в стране по итогам 2020 г. снизилась до 71,1 года против 73,3 лет в 2019-м[3].

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) оценило влияние смертности и нетрудоспособности среди заболевших COVID-19 на внутренний валовый продукт (ВВП) России: демографические последствия пандемии в виде сокращения трудоспособного населения будут ощутимы для экономики России более 15 лет, а окончательно сгладятся только через 20 лет[4].

Коронавирусная депопуляция наблюдается во многих странах мира: наибольшая в США и крупных государствах Латинской Америки, наименьшая — в Китае, Австралии, Новой Зеландии

Становится очевидной необходимость создания Нового Единого Здравоохранения, представляющего собой «симбиоз» экологии, ЗОЖ, здравоохранения для человека, структур охраны здоровья животных (ветеринарии) и, возможно, растительного мира, в интересах формирования на планете Экосистемы Здоровья, где патология станет управляемым, контролируемым и профилактируемым процессом, а валеология — основой человеческого бытия. Подобная экосистема всеобъемлющего здравоохранения как результат реинжиниринга глобальной диспансеризации, медицинской, фармацевтической и ветеринарной помощи должна стать органичным компонентом новой нормальности и ее отличительным признаком.

Вакцины и лекарственные препараты

Тем временем социум планеты постепенно втягивается в период массовой вакцинации. Мировую статистику процесса ведут Оксфордский университет, американское агентство Bloomberg и ВОЗ. По их подсчетам, к концу марта вакцину получили около 200 млн чел., превысив количество инфицированных. В мировом масштабе этого, к сожалению, недостаточно: на сто человек пока приходится менее одной дозы (точнее — 0,26 дозы). По информации главного внештатного эпидемиолога Минздрава РФ, академика РАН Николая Брико, в России привились примерно 4 млн человек, по другим данным — не менее 5 млн.

Оценивая ситуацию, генеральный директор ВОЗ Гебрейесус выразил озабоченность тем, что более трех четвертей вакцинированных сконцентрированы лишь в десяти странах, на которые приходится около 60% мирового ВВП, тогда как в 130 странах с общим населением в 2,5 млрд человек еще не случилось ни одной вакцинации. В связи с этим он выступил против «вакцинного национализма», т.е. неравномерного распределения препаратов между странами, призвав государства, которые уже вакцинировали медработников, учителей и людей пожилого возраста, поделиться вакцинами с другими.

Тему "вакцинного национализма" также обозначил генсек ООН Антониу Гутерриш. Он подчеркнул, что вакцина должна рассматриваться скорее как глобальное общественное благо, а не только как инструмент извлечения прямой или косвенной прибыли, призвав активнее финансировать инициативу COVAX.

В свою очередь Гебрейесус предупредил, что неравномерное распределение препаратов между странами может обойтись мировой экономике более чем в астрономические 9 трлн долл., причем половина этой суммы — 4,5 трлн — придется, по подсчетам исследовательского фонда международной торговой палаты, на наиболее обеспеченные страны, такие как США, Великобритания и Германия[5].

Генсек апеллировал к созданным под эгидой ВОЗ механизмам COVAX и ACT-Accelerator, направленным на обеспечение вакцинами беднейших стран, в которых принимают участие 190 государств и экономик.

Программа COVAX является инструментом поддержки создания производственных мощностей и проведения централизованных закупок: в соответствии с ее условиями страны с высоким уровнем доходов оплачивают приобретение вакцин так называемыми финансируемыми государствами. Согласно планам, в рамках программы к концу 2021 г. должны быть произведены и равномерно распределены по всему миру 2 млрд доз вакцин — примерно четверть требуемого количества для первичного формирования популяционного иммунитета (при двукратном введении).

Программа ACT-Accelerator, при всей ее ургентности, сегодня испытывает дефицит финансирования в объеме 11 млрд долл., отмечает Гебрейесус, не уставая призывать крупнейшие страны не снижать финансирование обеих программ. Тем более что по заявлению главы европейского отделения ВОЗ Ханса Клюге, распространение COVID-19 в мире продолжится как минимум до конца 2022 г., хотя в отличие от предыдущего нынешний год будет более предсказуемым и понятным с точки зрения борьбы с болезнью[6].

В настоящее время с этой целью используют в основном семь вакцин, предназначенных для введения двумя дозами. Вакцины, разработанные Pfizer-BioNTech (США-Германия) и Moderna (США), доминируют в Северной Америке, Европе, Израиле и странах Персидского залива.

Британская AstraZeneca-Oxford используется в самой Великобритании, странах ЕС, Аргентине и Индии, причем последняя также применяет собственную вакцину, произведенную фармацевтической фирмой BharatBiotech.

Еще одна индийская фармацевтическая компания Hetero Biopharma Limited освоила масштабное производство вакцины "Спутник V" на двух производственных линиях и будет выпускать ее в сотрудничестве с РФПИ, курирующим проект, для международных поставок. Российская вакцина одобрена более чем в 50 юрисдикциях, где ожидается ее поступление или локальное производство.

Достигнута стратегическая договоренность между РФПИ и швейцарской компанией Adienne Pharma&Biotech о производстве вакцины "Спутник V" в Италии на площадке итальянской компании Adienne Srl. S.U., входящей в холдинг Adienne Pharma&Biotech, при посредничестве итало-российской торговой палаты. Символично, что российская вакцина будет производиться в провинции Монца и Брианца административной области Ломбардии, где год назад бушевал "COVID-19 по–итальянски" и где сегодня снова неспокойно.

Китайская Sinopharm, помимо КНР, используется в Турции, Пакистане, Бахрейне, ОАЭ. Вакцина Sinovac, разработанная одним из филиалов Sinopharm в Ухане, заказана в Сингапуре, Турции, Бразилии, Чили и Индонезии. Еще две китайские вакцины — Sinovac Biotech и CanSino Biologics Inc — одобрены в 22 странах, преимущественно Азии.

Подана заявка на регистрацию в России вакцины Ad5-nCov (Convidencia), разработанной китайской CanSino Biologics Inc. и российской компанией «Петровакс Фарм», о чем сообщил посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй в беседе с агентством «Интерфакс»[7]. CanSino Biologics Inc. первой в мире начала испытания этой вакцины на людях еще в марте 2020 г.: результаты исследований по иммуногенности и безопасности опубликованы в журнале Lancet. Вакцина будет выпускаться на производственной площадке "Петровакс Фарм" в Московской обл.

По заявлению министра иностранных дел КНР Ван И, власти Китая в рамках инициативы COVAX безвозмездно поставляют вакцины в 69 государств и еще 43 странам продают их.

Немецкая CureVac, создающая вакцины на основе рибонуклеиновой кислоты (мРНК) совместно с Институтом разработки вакцин и биомедицинских лекарственных средств имени Пауля Эрлиха, подписала соглашение со швейцарской фирмой Novartis о производстве на австрийском заводе в Кундле вакцины-кандидата CureVac. Поставки для ЕС начнутся летом 2021 г.: 50 млн доз до конца года, 200 млн доз в 2022 г.

FDA одобрила экстренное применение в США одновалентной вакцины компании Johnson&Johnson разового введения. Недавно ЕМА санкционировало ее экстренное применение в странах ЕС.

Пользуясь сложившейся благоприятной конъюнктурой на фармрынке, AstraZeneca продала за 1,2 млрд долл. принадлежавший ей 7,7% пакет акций в капитале Moderna, где она была вторым крупнейшим инвестором. Вырученные средства направлены на приобретение американской компании Alexion, создающей препараты для лечения сложных и редких заболеваний: сумма сделки составляет 39 млрд долл.

Одно небольшое отступление.

47-летний генеральный директор компании Moderna Стефан Бансель, родившийся в Марселе и окончивший курс химика-технолога в магистратуре Миннесотского университета, в 2010 г. получил степень магистра делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса и возглавил французскую компанию bioMérieux (создавшую биолабораторию категории Р4 в Ухане). Заинтересовавшись вакцинами на основе матричной РНК (мРНК), он совместно с венчурным инвестором Нубаром Афеяном и еще четырьмя компаньонами в том же году основал компанию с многообещающим названием Moderna, зарегистрировав ее в Бостоне, штат Массачусетс (США). Не будучи фармацевтом, но приобретя необходимые лекарствоведческие компетенции сначала в Eli Lilly, где прошел путь до директора по глобальной стратегии производства, а затем и в собственной bioMérieux, стал в 2021 г. самым «стремительным» миллиардером в вакцинном бизнесе, нарастив свой капитал менее, чем за год распространения пандемии, обладая всего 6% акций.

Так что бедствуют отнюдь не все.
----
[1] https://www.ng.ru/economics/2021-02-16/1_8084_economics1.html
[2]
https://tass.ru/obschestvo/10570605
[3]
https://www.rbc.ru/economics/11/03/2021/604a3c099a7947c4afb996b7?from=column_1
[4]
https://www.rbc.ru/economics/12/02/2021/6023efbc9a794767c2d92254
[5]
https://www.rbc.ru/society/26/01/2021/600f4beb9a79473a2a448ff4
[6]
https://www.rbc.ru/society/13/03/2021/604c1abd9a79476185051ac8?from=from_main_3
[7]
https://life.ru/p/1383942

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия