Аптечные сети ждут глубокие структурные преобразования
Весна 2016 г. для розничного сегмента российского фармрынка финансовых сюрпризов, увы, не принесла. Темпы роста его денежных объёмов едва смогли выйти в плюс (1,7%), это при том, что только официальный уровень инфляции на ЛП за три месяца превысил 9% порог. Естественно продолжился процесс сокращения натурального спроса как на ЛП, так и на парафармацевтику.
Зато структурных изменений в российском фармритейле на этом фоне хоть отбавляй. Во-первых, в целом определилась стратегия развития самого активного игрока российской фармрозницы последних лет — "Аптечной сети 36,6". В капитал компании вошёл крупный международный профильный инвестор, а сеть в свою очередь получила полноценные оптовые компетенции, ну и товарный запас, который на момент сделки оказался весьма кстати. Во-вторых, в центре внимания профессиональной общественности оказывается "Имплозия", точнее то, что останется от актива после завершения реструктуризации, которая судя по скупой информации, имеющейся в распоряжении партнёров сети, вошла в активную фазу.
Происходили на рынке и менее заметные истории, в частности, на разных стадиях находится ряд сделок по продаже аптечных сетей и отдельных пулов аптек. Так же продолжили анонсировать свой интерес к фармрынку крупные интернет–компании, так, в конце марта с подобным заявлением выступил представитель интернет–магазина "Озон".
Таб. ТОП-15 аптечных сетей по доле на розничном–коммерческом рынке ЛП России
по итогам 1 кв. 2016 г.
№
|
Аптечная сеть
|
Расположение центрального офиса
|
Количество точек на 01.04.2016
|
Доля на рынке по итогам
1 кв. 2016 г., %
|
ЛП
|
не ЛП
|
рынок в целом, без ЛЛО
|
Классические аптечные сети
|
1
|
АСНА1
|
Москва
|
2 170
|
4,9
|
4,2
|
4,8
|
2
|
A.V.E. Group
|
Москва
|
1 733
|
4,4
|
4,8
|
4,5
|
3
|
Ригла2
|
Москва
|
1 507
|
4,2
|
4,5
|
4,2
|
4
|
Аптеки, работающие под брендом Планета Здоровья
|
Пермь
|
936
|
2,9
|
1,6
|
2,6
|
5
|
Доктор Столетов (включая Озерки)
|
Москва
|
312
|
2,6
|
2,0
|
2,4
|
6
|
Радуга (включая Первую Помощь)
|
С.-Петербург
|
1 105
|
2,6
|
1,9
|
2,4
|
7
|
ex Имплозия2
|
Самара
|
1 580
|
2,4
|
2,5
|
2,4
|
8
|
Нео–Фарм
|
Москва
|
240
|
1,7
|
0,9
|
1,5
|
9
|
Фармаимпекс2
|
Ижевск
|
576
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
10
|
Фармакопейка — Твой Доктор
|
Тула
|
581
|
1,5
|
1,6
|
1,6
|
11
|
Фармленд
|
Уфа
|
625
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
12
|
Самсон–Фарма
|
Москва
|
56
|
1,1
|
1,2
|
1,2
|
13
|
Аптека–Таймер
|
Пермь
|
517
|
1,1
|
0,7
|
1,0
|
14
|
Мелодия здоровья
|
Новосибирск
|
675
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
15
|
Максавит (включая 36,7С)
|
Н. Новгород
|
224
|
1,0
|
0,6
|
0,9
|
Аптечные ассоциации3
|
1
|
UMG
|
Москва
|
2 260
|
4,7
|
5,0
|
4,8
|
2
|
Алфега Аптека
|
Москва
|
1 303
|
1,8
|
3,6
|
2,2
|
3
|
ВЕСНА
|
С.-Петербург
|
657
|
1,1
|
1,4
|
1,2
|
4
|
МФО
|
С.-Петербург
|
410
|
0,8
|
0,9
|
0,9
|
5
|
Парнас
|
Москва
|
282
|
0,5
|
0,4
|
0,5
|
6
|
Аптека.ру
|
Новосибирск
|
12 875
|
0,4
|
0,9
|
0,5
|
1 — АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа
2 — экспертная оценка
3 — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек