27.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
27.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Аптека находится под всесторонним конкурентным давлением

Такие инициативы, как пересмотр структуры аптечного ассортимента, на мой взгляд, достаточно неоднозначны.

Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group

Да и мнение профессионального сообщества тут разделилось. С одной стороны, все больше и больше сходит на нет облик, атмосфера, дух классической аптеки — все то, к чему мы, люди чуть более старшего возраста, так трепетно относились десятилетиями… Очень хорошо понимаю тех наших коллег, кто обращается именно к этой больной теме и не одобряет подобные инициативы.

С другой стороны, согласитесь, что процессы, размывающие статус аптеки, начались не с этой идеи. Сегодня позиции из вчерашнего аптечного ассортимента, например, те же БАДы, можно приобрести в магазинах "средней руки", по соседству со стиральным порошком и продуктами питания. А лекарственные препараты на маркетплейсах — через интернет.

Аптека сейчас находится в состоянии конкуренции (а точнее, под давлением) не только с соседней аптекой. Она вынуждена конкурировать уже со всеми, кому не лень. А не лень сегодня многим. И расширение аптечного нелекарственного ассортимента — хоть какая–то возможность получения дополнительной выручки. Не спасающая ситуацию, но, тем не менее, хоть не такая явная "игра в одни ворота".

Что касается, собственно, БАД… В отличие от значительного количества лекарственных препаратов, входящих в список ЖНВЛП с ограничением наценки сверху, они давали аптечным учреждениям возможность как–то нивелировать вышеуказанные риски и сохранить рентабельность своей работы на близком к приемлемому уровне. По сути, эта группа нелекарственного ассортимента являлась неким "финансовым инструментом" для сохранения аптеки в условиях фактического отсутствия достаточных мер ее поддержки как социально значимой организации. Соответственно, для фармации нет ничего хорошего после потери (или как минимум, снижения эффективности) данного инструмента ввиду наличия биодобавок на стеллажах супермаркетов.

Поэтому остро стоит вопрос о регуляторных механизмах, которые помогут сохранить доступность полноценной фармацевтической помощи.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"