16.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
16.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Аптека снова между "молотом и наковальней"

Пандемия 2020 г. затронула все отрасли экономики. Не обошла она стороной и отрасль фармацевтическую. Что же изменилось на сегодня? С какими трудностями столкнулись аптеки?

Фридман Александр
Генеральный директор Всероссийского единого содружества независимых аптек (ВЕСНА)

Уже в первые дни пандемии из аптечного ассортимента исчезли маски, антисептики для рук и дезинфицирующие средства. Вслед за ними в некоторых областях начались перебои с поставками противовирусных, противопростудных, иммуностимулирующих препаратов. В марте спрос на эти позиции вырос в 2–3 раза.

Особой популярностью отличались и препараты для лечения хронических заболеваний. Люди делали запасы на случай отсутствия возможности приобрести лекарства в будущем по тем или иным причинам: рост курса валют, изоляция, просто в панике…

Получая информацию от аптек по дефектуре препаратов, мы оперативно связывались с производителями напрямую и имели ответ, что называется, «из первых рук». Нам удавалось бесперебойно информировать наших участников о текущих и планируемых поставках в регионы официальным дистрибуторам, сообщать о наличии препаратов. А ведь мониторинг наличия тех или иных лекарственных средств в эти дни был особенно важен.

Здесь хотел бы напомнить: 40% наших участников — это аптеки в поселках и небольших городах с населением менее ста тысяч жителей. То есть вовремя данная информация о наличии того или иного лекарства особенно важна. Ведь выбор пациента не всегда широк...

За всплеском всегда идет спад. Так произошло и сейчас. Снижение покупательской активности в аптечных организациях мы наблюдали начиная со второй недели апреля. В сравнении с мартом текущего года продажи упали примерно на 30%. А в сравнении с апрелем 2019 г. — на 6%.

Конечно, фармсектор страдает от сложившейся в мире ситуации не так сильно, как другие отрасли, но есть основания предполагать, что II квартал 2020 г. скорректирует средние продажи по полугодию. Как будет развиваться ситуация во втором полугодии?

Загадывать пока рано, т.к. не пройден эпидемиологический порог.

В непростой период фармацевтика вместе с медициной, как и положено, оказалась на "боевом посту"! Специалисты, оказывающие помощь пациенту, не прекращают трудиться ни на минуту.

Но, к сожалению, одновременно со своей важнейшей социальной функцией аптека является частью фармацевтического бизнеса. А в сегодняшних обстоятельствах слово "бизнес" занимает главенствующую роль. Почему?

Потому что человек вкладывает собственные средства. И чтобы выжить, должен извлекать прибыль даже из аптечной деятельности. Одна социальная ответственность без рентабельности называется благотворительностью. И не каждый в состоянии ее оказывать и не оказаться при этом в долгах и на грани жизни.

Можно сколько угодно говорить о высокой социальной ответственности перед гражданами (и это крайне сложно отрицать!), но как поддерживается эта социальная ответственность аптеки? Что делается, чтобы помогать, а не мешать ей оказывать фармацевтическую помощь?

Постоянные проверки множества контролирующих органов, все более значительный рост зарегулированности, интернет-торговля — это лишь небольшая часть того, что не делает жизнь аптечного сегмента более комфортной и «сладкой», как может показаться со стороны.

Более того, почему-то не говорится о социальной ответственности (и юридической в том числе) перед сотрудниками аптек, перед их семьями... И никто не давал льгот по налоговой нагрузке.

Вот и приходится фармпредпринимателям каждый день принимать непростые решения. А нынешняя ситуация только подлила масла в огонь. Дополнительным стрессом были и валютные колебания на аптечный ассортимент. И, как водится во всей товаропроводящей цепи, некоторые его участники вынуждены были вносить изменения в систему ценообразования. А чтобы стоимость валютного товара не претерпевала ежедневные изменения, оптовые компании закладывали в цену и страховку на подобные колебания в будущем. Вот и получилось, что при изменении курса валюты на 10–15% цена лекарства на полке выросла на все 30%.

Ряд производителей также вынужден был повысить стоимость своей продукции, аргументируя свои действия теми же валютными колебаниями и долей валютной составляющей в структуре себестоимости товара (что не лишено смысла и логики).

Но можно сколько угодно вносить изменения в цену препарата, надеясь на увеличение маржинальности, покупательский спрос практически мгновенно вносит свои коррективы и не дает извлечь максимально запланированную прибыль.

И вот аптека снова расположилась между «молотом и наковальней». Приобретая продукт у дистрибуторов по уже повышенным ценам, она вынуждена прикладывать максимум усилий для его реализации в период резкого падения спроса и ограничения посещаемости.

Есть и те, кто припомнит стоимость в аптеке масок, перчаток и дезсредств, точнее повышенный спрос и резкий (в 10 раз) рост стоимости. Да, спрос, безусловно был и был крайне высоким. Но спешу обратить ваше внимание на некоторые факты, сопровождавшие подобного рода спрос:

  •  спрос вовсе не означает наличие товара и удовлетворение данного спроса;
  •   основным поставщиком масок и перчаток являлся (и является сегодня) Китай. Где в тот момент все заводы были либо закрыты, либо только–только начали восстанавливать работу. Огромные заказы и 100% предоплата со всего мира не позволяли многим отечественным поставщикам оперативно решить вопрос поставок;
  • стоимость масок у производителей (в Китае) выросла в разы, плюс период ожидания после получения 100% предоплаты составлял не менее 12–15 рабочих дней;
  •   минимальная партия у производителя была сначала 1 млн штук, и только в марте снизилась до 100 000 шт.;
  •   параллельно высокому спросу был введен строжайший контроль над данной категорией ассортимента; в какой-то момент маски были приравнены к лекарственным средствам, и оптовикам было необходимо иметь фармацевтическую лицензию;
  •   из–за избыточного контроля многие дистрибуторы вывели из ассортимента товарную категорию "маски". Поэтому аптеки какой–то период времени вообще не понимали, где можно официально приобрести жизненно необходимое медицинское изделие;
  •   таможенные службы по всей стране также не проявляли чудеса расторопности (компании-поставщики, наконец–то дождавшись отгрузки от китайских производителей, вынуждены были перемещаться от одного поста к другому для таможенного оформления).

Когда маски все–таки появились, многие аптечные сети продавали их либо с наценкой 10–15 копеек, либо и вовсе раздавали бесплатно (но только с ограничениями в одни руки)
Вот и спросите после этого, как живется аптекам? Как им приходится крутиться в существующих условиях?

Неправильным же будет сказать, что аптеки испытали панический ужас, как рестораторы или туриндустрия. Но то, что жизнь фармацевтической розницы не стала легче или более прибыльней, очевидно! И также очевидно, что аптека была и остается сегментом, "виноватым" во всех проблемах с поставками любого продукта из аптечного ассортимента. Ведь она находится "на переднем крае" и непосредственно оказывает помощь пациенту.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг