Коваленко Татьяна
Генеральный директор аптечной сети "Фармакон" (Московская область)
Конечно, они отрицательно влияют на наши экономические результаты. Но мы не вступаем с ними в ценовые войны — это путь в никуда.
Мы строго придерживаемся фармацевтических канонов и нисколько не опускаем качество и сервис для своих клиентов. Да, оптимизируем свои производственные процессы — путем применения новых технологий, новых сервисов и активностей.
С 2018 г. вступили в ассоциацию АСНА. Решение о вступлении далось нам нелегко, мы долго присматривались к деятельности этого маркетингового союза. Консультировались и с долгожителями, и с новичками ассоциации.
Собственный отдел маркетинга у нас довольно успешно работал, и мы также имели доходы по т.н. бэк–марже. Разложив на весах все "за" и "против", решили в пользу АСНА. Вместе все–таки надежнее и интереснее.
Сейчас в нашей организации 18 аптечных учреждений: 11 аптек и 7 аптечных пунктов, все они расположены в Раменском районе Московской обл. (мы являемся локальной аптечной сетью). Все точки разноплановые: городские, поселковые и сельские. Преимущество нашего формата в том, что это небольшая сеть. И вполне управляемая.
Формат обслуживания клиентов у нас — классический, т.е. закрытая форма выкладки. И только в нашей головной аптеке выделен отдел парафармацевтики с открытой выкладкой товара.
Население относится к нам с уважением: мы зарекомендовали себя профессиональной сетью с богатым историческим прошлым, на протяжении многих лет поддерживаем в своих аптеках все каноны фармации. Выполняем социальные функции — как на уровне государственных программ, так и на уровне органов местного самоуправления. Нашей головной аптеке в 2017 г. исполнилось 90 лет.
У нас нет планов агрессивного развития и захвата рынка. К открытию новых точек подходим взвешенно.
Коллектив в нашей сети стабилен — никто от нас не уходит без объективных причин (только при смене места жительства, но это бывает крайне редко). Много внимания уделяем обучению наших специалистов. В головном офисе имеется собственный учебный центр — в нем и проходит обучение.
Два раза в месяц проводятся занятия по различным темам с привлечением преподавателей, медицинских работников и тренинг-менеджеров, а также организуется участие в предлагаемых учебными центрами вебинарах. Провизоры и фармацевты наших аптек всегда готовы к пополнению и расширению своих знаний, чтобы выполнять теперь уже нормативные требования по фармацевтическому консультированию и информированию своих покупателей.
Наши сотрудники социально защищены: мы страхуем их по системе добровольного медицинского страхования, и они имеют возможность пользоваться услугами лучших государственных и частных клиник Москвы и Московской обл. Кроме того, у нас имеется собственная пенсионная программа.
Специалисты, которые проработали в наших аптеках определенное количество лет, при выходе на пенсию получают «плюс» к государственной пенсии — еще и пенсию от предприятия. Ее размер зависит от стажа и занимаемой должности.
Мы с удовольствием принимаем на работу выпускников вузов и техникумов и в нашем коллективе готовим из них настоящих профессионалов.
Ассортимент формируем на основе матриц, разработанных отделом маркетинга. Матрицы разнятся применительно к разным видам аптечных учреждений. Я упоминала уже о том, что они у нас расположены в городе, поселках и сельской местности.
Кроме того, у нас есть три так называемые "социальные" аптеки, где наценка на препараты и другие товары аптечного ассортимента ниже остальных.
При отсутствии лекарства в ассортименте клиент имеет возможность сделать заказ в данной аптеке и получить его уже на следующий день.
В нашей головной аптеке большой популярностью пользуется система онлайн-заказа: покупатель с помощью нашего сайта может забронировать лекарства безрецептурного отпуска и товары парафармацевтического ассортимента и получить готовый заказ, сэкономив свое время.
Сегодняшнюю ситуацию с конкуренцией на аптечном рынке считаю позорной и запредельной. Захват рынка любой ценой не был характерен для фармацевтической розницы в те годы, когда к аптекам относились как к медицинским организациям, выполняющим социальные функции.
В настоящее время отношение государства к нам, как к торговым точкам, в лучшем случае торгующим специфическим товаром, и привело к такому результату. Ведь все понимают, что нынешняя ситуация ни в коей мере не улучшает качество лекарственного обслуживания.
Я подсчитала — в нашем районе на одну аптечную точку приходится менее 1,5 тыс. жителей. Аптеки открываются в шаговой доступности друг от друга или в одном многоквартирном доме их несколько.
Наш город небольшой, и мы видим, кто занимается отпуском лекарств в некоторых аптечных учреждениях. Конечно, не специалисты с фармацевтическим образованием... Хорошо, что сейчас за это введена ответственность, но кто контролирует процесс?
О законодательных ограничениях мы говорили на Первом съезде фармацевтов в 2015 г. Съезд принимал и обращение, в котором вносил предложения фармацевтической общественности по этим ограничениям, но... к сожалению, ничего не изменилось.
Наоборот, появилась инициатива о продаже лекарств безрецептурного отпуска в торговых сетях — и проект Минпромторга, дающий право любой торговой организации продавать лекарства на площадях своих магазинов...
Наиболее серьезное влияние на имидж и рентабельность аптек, по моему мнению, имеет доверие покупателей к тому или иному аптечному учреждению.
Доверие формируется благодаря многим факторам: и разумной ценовой политике, внешнему и внутреннему виду, сервису и, конечно, профессионализму фармацевтов и провизоров, клиентоориентированной политике предприятия.
Все эти факторы и помогают выжить в условиях жесткой конкуренции.