Стадченко Наталья Николаевна
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Основными вопросами, содержащимися в обращениях граждан, являются порядок обеспечения полисами ОМС единого образца, выбор страховой медицинской организации, организация оказания медицинской помощи, качество медицинской помощи, выбор медицинской организации для оказания первичной медико–санитарной помощи.
В структуре жалоб, составляющих менее 0,2% от всех обращений, в основном занимают вопросы организации оказания медицинской помощи и качества медицинской помощи.
Изменился ли характер жалоб за последнее время, благодарят ли застрахованные граждане работников Федерального фонда?
— В последнее время можно отметить в целом снижение количества жалоб на взимание денег за медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС.
Выражение благодарности застрахованных лиц чаще всего происходит в процессе консультаций сотрудников Федерального фонда обязательного медицинского страхования, разъясняющих гражданам положения нормативных актов в сфере обязательного медицинского страхования, или при решении их конкретных проблем.
Как Вы считаете, что поспособствовало бы более правильному поведению врача и пациента, более четкому пониманию ими своих прав и обязанностей?
— Главной своей задачей мы видим повышение информированности граждан о своих правах, развитие правовой культуры наших застрахованных. За последние два года многое сделано в этом направлении.
Во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют контакт-центры в сфере ОМС, номера телефонов для обращений застрахованных лиц размещены на сайтах территориальных фондов обязательного медицинского страхования, на порталах региональных органов государственной власти.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации ведут активную работу по информированию застрахованных лиц об их правах в сфере ОМС. С 1 июля этого года заработал институт страховых поверенных, хотя прототипы этого инструмента и раньше в различных форматах существовали во всех серьезных страховых компаниях.
Мы стремимся еще больше «раскрыть» систему ОМС для понимания ее всеми гражданами. Нам представляется крайне важным усиление взаимодействия с медицинским сообществом. Медицинские работники также должны быть участниками информационно–разъяснительной работы с пациентами. Это же очевидно: чем больше внимания врач уделит пациенту, тем меньше времени у него уйдет на разбирательства с экспертами страховой медицинской компании или контролерами территориального фонда.
В этом ключе необходимо отметить активные действия "Национальной медицинской палаты" (НМП), оказывающей серьезное влияние на развитие взаимоотношений между врачом и пациентом. НМП обеспечивает некий баланс: если система медицинского страхования в первую очередь настроена на защиту пациента, то главное национальное профессиональное медицинское объединение защищает и медицинского работника, учит его правильно действовать с юридической точки зрения в тех или иных ситуациях.
Какие задачи Фонд ставит себе на ближайшее будущее — в амбулаторно–поликлиническом звене, в стационарном звене, для скорой и высокотехнологичной медицинской помощи?
— Основой любой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, включающая в себя и мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни. Все последние годы в нашей системе здравоохранения значительное внимание уделяется развитию профилактических направлений. Расходы на диспансеризацию и профилактические осмотры, охватывающие новые контингенты населения, оплачиваются за счет средств ОМС и увеличиваются даже в сегодняшних непростых условиях: за период 2013–2016 гг. объемные показатели профилактической медицинской помощи увеличились более чем на 15%, финансовые расходы на эти цели – на 34,7%.
Что касается совершенствования таких форм медицинской помощи, как скорая и неотложная, в настоящее время акцент делается на развитие специализированных подходов к этим формам. А также на решение вопросов "сжатия" пространства, позволяющего в максимально короткие сроки оказать скорую медицинскую помощь при экстренных состояниях вне зависимости от местонахождения пациента. За последние четыре года количественный норматив базовой программы ОМС для неотложной медицинской помощи увеличился на 55,6%, а фактический объем неотложной медицинской помощи вырос на 64,1%.
При оказании специализированной медицинской помощи актуальными тенденциями остаются обеспечение эффективного и рационального использования коечного фонда, развитие стационарзамещающих технологий, медицинской реабилитации, повышение уровня доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Продолжается поэтапное расширение перечня методов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. В 2016 г. за счет субвенции ФОМС осуществляется финансовое обеспечение 513 методов ВМП, с 2017 г. дополнительно будут финансироваться еще 5 методов ВМП.
Как Вы считаете, что необходимо сделать, чтобы зарплаты врачей в ОМС стали выше?
— В 2013 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования поступило более 200 обращений работников медицинских организаций по вопросу снижения заработной платы. При анализе обращений выявлены наиболее часто встречающиеся причины снижения заработной платы. В качестве принятых мер проводились проверки учреждений здравоохранения, по результатам которых составлены акты с требованиями об устранении нарушений, внесены изменения в локальные нормативные акты в части корректировки нормативной нагрузки. В проблемных регионах созданы рабочие группы по совершенствованию системы оплаты труда, основанной на оценке эффективности деятельности работников учреждений. Также в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.12 №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы работникам медицинских организаций Федеральным фондом обязательного медицинского страхования ведется постоянный мониторинг заработной платы медицинских работников, занятых в сфере ОМС. Уже в 2014 г. наблюдалось значительное снижение количества обращений — до 35. По итогам 2015 г. положительная динамика снижения количества продолжилась: в ФОМС поступило только 11 обращений. По состоянию на октябрь 2016 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не поступило ни одной жалобы на снижение заработной платы.
Какова на сегодня ситуация с лекарственным обеспечением в обязательном медицинском страховании? Насколько реально погрузить в амбулаторное лечение лекарственное обеспечение?
— Вопрос о лекарственном обеспечении граждан в рамках системы обязательного медицинского страхования обсуждается и в СМИ, и в экспертном сообществе на протяжении ряда лет. Сейчас за счет средств ОМС осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при оказании первичной медико–санитарной помощи в условиях дневного стационара, а также специализированной медицинской помощи, в т.ч. высокотехнологичной, в условиях стационара.
Мы считаем, что расширение возможностей лекарственного обеспечения граждан в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования должно происходить поэтапно, при соответствующем увеличении страхового обеспечения.