20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Цели должны быть измеримы и достижимы: импортозамещение

Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года представляет собой, с одной стороны — отражение пожеланий властей относительно дальнейшего развития фармотрасли, адресованных фармпроизводителям, с другой — декларацию о намерениях всячески способствовать достижению заявленных целей.

Поскольку фармацевтическая компания занимается все же коммерческой, а не благотворительной деятельностью, то и предложения в рамках реализации проекта импортозамещения должны содержать рациональные и выгодные бизнес-предложения для фармпроизводителей. Этот тезис легко доказуем, достаточно проанализировать наиболее острые и спорные моменты программы импортозамещения, которые отмечают сами фармпроизводители и эксперты рынка.

Так, например, согласно Стратегии государство желает, чтобы российские фармпредприятия активно инвестировали в разработку и выпуск отечественных инновационных препаратов, но для фарминдустрии на данный момент это абсолютно непривлекательный проект. Емкость российского рынка недостаточно велика, чтобы окупить разработку и запуск нового препарата, так что продукт, ориентированный исключительно на внутренний рынок, в большинстве случаев оказывается заведомо убыточным. Окупаемость возможна, если вывести препарат, помимо российского, еще и на несколько зарубежных рынков, однако согласно действующему на данный момент законодательству, экспорт ЛС запрещен. Задача государства – либерализовать существующее законодательство и создать, таким образом, условия для окупаемости инновационных препаратов. Однако открытие экспортных «шлюзов» будет востребовано только после того, как препараты будут разработаны и произведены. Это долгий процесс, который займет не один год, и чтобы безбоязненно вкладывать «длинные» рубли в такие проекты, фармкомпании должны быть уверены, что государство будет последовательно в проведении своей политики. Для инвестиций нужен благоприятный инвестиционный климат и понятная, убедительная позиция государства по вопросу дальнейшей судьбы стратегии импортозамещения играет здесь не последнюю роль.

Целесообразность и окупаемость создания инновационных российских препаратов, находясь в прямой зависимости от разрешения экспорта ЛС, соответственно, зависит и от внедрения на производствах стандартов GMP. Существуют разные мнения относительно разделения границ ответственности при внедрении стандартов. Ряд экспертов полагают, что фармкомпаниям следует проводить модернизацию целиком и полностью за свой счет. В таком случае законодательно зафиксированное обязательное внедрение GMP станет неким фильтром на входе фармкомпаний на рынок. Другие эксперты, напротив, полагают, что государству следует на определенных условиях предоставлять игрокам рынка субсидии или льготные кредиты для перехода на GMP. Как бы то ни было, уже изрядно «девальвированная» за время десятилетия обсуждений идея перехода на GMP должна, наконец, обрести отчетливые очертания в виде конкретных сроков реализации, создания инспектората, принятия нормативно-правовых документов.

Еще один момент: для того чтобы сделать экспорт российских инновационных препаратов возможным, помимо необходимости принятия скорейших решительных мер по переходу фармпроизводителей на GMP, требуется гармонизировать отечественную и международную (европейскую либо американскую) фармакопею. Наши стандарты остаются неизменными чуть меньше 20 лет и давно устарели. Сейчас Росздравнадзор начал заниматься этим вопросом, но его действия необходимо форсировать.

Что касается производства эквивалентных иностранным оригиналам отечественных препаратов, на рынке уже есть опыт наиболее передовых компаний по вложению существенных сумм в НИОКР и модернизацию производственных мощностей, не принесших полноценной отдачи: в перечни госзакупок давшиеся дорогой ценой отечественные аналоги импортных препаратов «пробиться» пока не могут. Доля российских препаратов в программе ОНЛС (ДЛО) сократилась до 4–5% по итогам I полугодия 2009 года, т.е. 94–95% государственного бюджета расходуется на закупку импортных медикаментов. Здесь явно напрашивается необходимость корректировки алгоритма организации закупок, причем как на федеральном, так и на региональном уровне.

Понятно, что реализация преобразований требует взаимных усилий обеих сторон. Отечественные фармпроизводители подтвердили свою готовность к реализации «Фармы-2020» и ожидают от государства последовательных действий. Государству нужно научиться выстраивать взаимоотношения с фармпроизводителями на основании соблюдения бизнес – интересов фармкомпаний: создать им стабильную среду для притока инвестиций, обеспечить возможности для коммерческой деятельности, предоставить финансовую поддержку, а главное – оформить свои намерения, изложенные в стратегии «Фарма-2020», в соответствующие законодательные акты, и соблюдая их, не сворачивать с намеченного пути.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи рубрики тема номера:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban