Цепочка доставки: оптимизация дистрибуции
Критики утверждают – российская промышленность (медицина, фармация, образование и др.) развивается плохо. «Зачем придумывать велосипед?» – негодуют они. И предлагают взять за пример европейские образцы развития, которые немедленно приведут нашу страну к процветанию. На европейском рынке все роли распределены, цены одинаковы, один дистрибутор работает строго с одним производителем и одной аптекой. Конкуренция, неорганизованность и постоянные ценовые войны дистрибуторов – отличительные черты именно российского фармрынка. Возможно ли механически перенести европейские правила на нашу территорию?
Хороший врач лечит не болезнь, а пациента – и выбирает лечение с учетом особенностей его организма. Лекарство, полезное для одного, может принести другому огромный вред.
В России работают дистрибуторы разных типов: национальные, межрегиональные, региональные и даже те, кто обеспечивает ЛС лишь часть региона. Например, определенные районы/аптеки крупного города. Препарат у производителя приобретает крупный поставщик – аптека получает его уже от «маленького». Национальному дистрибутору удобнее работать с фармпромом, региональному – с аптеками. Сократить цепочку взаимодействия до одного поставщика – не выход: время ожидания аптеки и пациента увеличится, загруженность дистрибутора скажется на эффективности его деятельности, процесс взаимодействия с производителем станет более сложным и менее понятным. Фармпрому легче сотрудничать с крупным дистрибутором. Потребность реализовать препараты выполняется быстрее и эффективнее. Задачи распределения ЛС в пределах того или иного региона решают сами поставщики. Они в курсе предпочтений своих региональных коллег и успевают изучить специфику их деятельности.
Анализ «расстановки сил» в отдельном российском городе или области показывает, что ситуация – такая же, как в Европе. Аптека прекрасно знает, с каким поставщиком сотрудничает, а дистрибутор не стремится осваивать чужую сферу интересов.
Во-вторых, периоды отсутствия конкуренции, как правило, непродолжительны во времени. Европу посетил мировой финансовый кризис? Испытания не выдержало даже то, что действительно стоит ставить в пример: система возврата денег за лекарственные препараты. Очень многие ЛС стали «вычеркиваться» из списка оплачиваемых государством: теперь пациент может рассчитывать на возмещение средств значительно реже. Под угрозой и модель «один дистрибутор – одна аптека»: нехватка средств – хороший стимулятор конкуренции. Чтобы выжить, лучше работать с тем, кто предлагает более низкие цены. И западная схема эволюционирует в…
Даже если устранить конкуренцию законодательным путем, результат не будет идеальным. Официально закрепить за дистрибутором территорию или аптечную сеть – значит, превратить его в государственный орган. Иными словами, в монополиста. В полную зависимость от поставщика попадет и качество ЛС, и его доступность для пациента – и вообще наличие на рынке. Монополист устанавливает цены самостоятельно – у тех, кто с ним сотрудничает, все равно нет выбора. Выбирает лишь тот, кто обладает монополией: если он решит приобрести выгодную продукцию вместо качественной – с его решением так или иначе придется согласиться. Конкурентов, стремящихся занять его место на рынке, все равно нет. Нет и необходимости бороться за качество и привлекать покупателя разумными ценами.
Сделать процесс доставки проще и понятнее действительно необходимо. Если достаточно двух уровней (например, компании и ее регионального филиала), не следует строить цепь из 5–6 дистрибуторов – пострадают аптека и пациент. Сторонники сокращения числа поставщиков до 4–5 на всю территорию России ссылаются на опыт США. Но забывают, что в Штатах действует такая же двухуровневая схема. Национальный дистрибутор распределяет партии ЛС по логистическим операторам – выполняющим функции поставщика регионального уровня. В России четких границ между дистрибуцией и логистикой пока не существует. Но для нас правильная организация перевозок – гарантия надлежащего качества препарата. Особенно если процесс доставки ЛС – к примеру, на Дальний Восток – длится почти месяц. Врач и лекарство должны иметь доступ в любой уголок…
ТОР-10 дистрибуторов по доле на рынке прямых поставок ЛС
(включая льготное лекобеспечение), 9 мес. 2011 г.
Рейтинг
|
Дистрибутор
|
Доля в сегменте прямых поставок ЛС, %
|
9 мес. 2011 г.
|
9 мес. 2010 г.
|
1
|
Протек
|
14,04
|
15,17
|
2
|
Катрен
|
11,88
|
11,08
|
3
|
СИА Интернешнл
|
11,63
|
9,98
|
4
|
Роста
|
11,39
|
11,83
|
5
|
Alliance Healthcare Rus (Аптека-Холдинг ЗАО)
|
7,94
|
8,38
|
6
|
Р-Фарм
|
4,40
|
3,62
|
7
|
Oriola (Морон)*
|
3,31
|
2,99
|
8
|
Биотэк
|
2,56
|
2,13
|
9
|
Пульс
|
2,30
|
1,58
|
10
|
Империя-Фарма
|
2,24
|
1,60
|
* экспертная оценка
|
Источник: ЦМИ Фармэксперт
|