24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Что поможет классической аптеке в новой конкурентной среде

Сегодняшнее положение дел в фармдистрибуции в нашем регионе относительно стабильно.

Елисеева Наталия
Председатель правления Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области

Основные поставщики лекарственных средств продолжают свою работу, а оптовая торговая наценка на препараты, определенная постановлением Правительства Сахалинской области от 25.02.2010 №59 в зависимости от зон (в т.ч. на Курилах и в северных районах Сахалина), в целом, покрывает расходы. Фактический размер этой наценки проверяется ежегодно.

Пандемия не изменила формат сотрудничества аптеки и фармацевтического дистрибутора. Были лишь острые моменты вначале, когда отсутствовали маски, антибиотики, противовирусные средства... Однако остались проблемы по приемке маркированной продукции по механизму "обратного акцепта". Они происходят, в том числе, из–за ошибок оператора МДЛП. Из–за таких сбоев идет задержка в реализации лекарственных препаратов, а в результате — нерациональные потери трудовых и финансовых ресурсов. Трудности маркировки, пока еще не разрешенные, серьезно осложняют работу и дистрибутора, и фармрозницы.

"Почта России" с ее присутствием в каждом городе и поселке, безусловно, заберет часть оборота как у дистрибуторов, так и у аптечного звена. Но при одном условии: если она получит лицензию на розничную торговлю и решит вопросы соблюдения Надлежащей аптечной практики. А вот в этом есть большие сомнения.

Кроме того, доставка лекарств в отдаленные населенные пункты Сахалинской области стоит слишком дорого. Здесь есть только авиасообщение, поэтому сроки доставки лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента достаточно длительны, а перемещаемые количества попросту нерентабельны. К счастью, жителей выручают аптеки и фельдшерско-акушерские пункты (они есть почти во всех отдаленных населенных пунктах в нашем регионе). И в аптечные организации, и в ФАПы заблаговременно завозят определенный запас медикаментов, поэтому цены на лекарства могут быть гораздо ниже. Но это специфика нашего региона. В других регионах страны, скорее всего, картина будет иной.

Что касается онлайн–сегмента фармацевтической розницы, то появление в нем почтового оператора рискует оказать негативное влияние на работу стационарных аптек. В особенности если его деятельность стартует без должного контроля качества и соблюдения фармацевтического порядка. Например, если начнется онлайн-реализация рецептурных лекарственных препаратов, а также незарегистрированных биодобавок и медизделий. К сожалению, в Сахалинской области в магазинах японских товаров наблюдаются подобные примеры...

Само по себе онлайн–бронирование — явление положительное, когда речь идет строго об аптечном сегменте. Это очень удобный инструмент. Он позволяет покупателю-пациенту экономить время и деньги, а аптекам — снизить временные и трудовые затраты, дать свои адреса и телефоны, предоставить информацию об ассортименте, ценах и скидках. Но в случае выхода на такие сайты, например, маркетплейсов, может возникнуть жесткая конкуренция в виде ценового демпинга. А последствия демпинга (и для аптечной организации, и для пациента) всем давно известны.

Конечно, аптеку может поддержать маркетинговый союз. Такие ассоциации берут на себя организацию заключения сделок, помощь в ведении отчетности... Однако в условиях Дальневосточного федерального округа результативность работы аптечных союзов будет меньшей: скажутся высокие транспортные расходы.

На мой взгляд, аптечные организации выдержат экспансию "Почты России". Выдержат за счет таких преимуществ, как возможность предложения ассортимента "здесь и сейчас" (в т.ч. рецептурных ЛП), работа по интернет–заказам и оперативным схемам доставки — в ближайшую аптеку или на дом, расположение рядом с домом и, конечно же, фармацевтическое консультирование. Кроме этого, в настоящее время отделения связи укрупняются. Процесс этот сопровождается закрытием многих из них. В итоге получение почтовых отправлений в очередях становится процессом длительным и потому довольно затратным для посетителя.

Главное, что поможет защитить классическую аптеку с отпуском рецептурных препаратов (особенно сильнодействующих, антибиотиков, льготных, подлежащих предметно–количественному учету и требующих соблюдения холодового режима и т.д.), — это отнесение аптечных учреждений к системе здравоохранения. Вместе с соответствующим уменьшением налоговой нагрузки: ведь аптеки, даже будучи вынужденные выживать по коммерческим правилам, остаются организациями социальными. Именно они оказывают пациенту фармацевтическую помощь.

Было бы полезно внедрить в практику и систему лекарственного страхования/возмещения стоимости лекарственных средств в рамках программ лекарственного обеспечения населения (на первых этапах отдельных групп).

Современное оборудование для соблюдения климатического режима (в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и НАП) для аптеки тоже необходимо. Но его приобретение — процесс весьма затратный для фармацевтического учреждения. Помочь в этой ситуации могли бы целевые субсидии или системы рассрочки для аптечных организаций.

Специализированные
мероприятия