Дискаунтер — модель востребованная, но не всегда выигрышная
Шульга Ярослав
Бизнес–тренер, консультант
Безусловно, в данном случае нет единственно верного ответа. Да, для разных представителей социума существуют различные критерии выбора аптеки. Один из них — удобство расположения (территориальная близость) для конкретного покупателя.
И этот фактор в той или иной мере, но будет играть свою роль всегда, и всегда будет одним из весомых критериев принятия решения в пользу конкретного аптечного учреждения. Всегда найдутся те, кто предпочтет близость аптеки к дому (месту работы) и закроет глаза на цены.
Тем не менее можно констатировать, что цена на фармацевтическую продукцию сегодня является во многом определяющим фактором для очень и очень значительной части покупателей.
Ситуация может разниться по регионам, но тем не менее — цена, пожалуй, критерий выбора с сильной претензией на первое место… Востребованность аптечных учреждений, реализующих «демпинг-модель» и сделавших ставку на политику низких цен, не вызывает сомнения.
Нередко те аптеки, которые не могут предложить подобные низкие цены, пытаются делать ставку на «сервисное обслуживание» в попытке остаться конкурентоспособными… Но я думаю, что все читатели данных строк согласятся с тем утверждением, что поток тех, кто ищет "подешевле", многократно превышает поток тех, кто ищет "подороже, но чтоб с высоким сервисом".
Таким образом, основных факторов выбора конкретного аптечного учреждения три — удобство территориальное (весомый фактор), высокий уровень сервиса (менее весомый) и ценовая привлекательность продукции (очень весомый).
Да, наше общество во многом "чувствительно" к цене, и дискаунтерные аптеки были, есть и с высокой долей вероятности будут высоко востребованы. Но нельзя утверждать, что только дискаунтерная модель является "выигрышной" в плане конкуренции.
Если оценить рейтинги аптечных сетей, публикуемые аналитическими и исследовательскими компаниями, то можно убедиться в том, что в "топе" и в лидерах присутствуют далеко не только дискаунтеры. Если проследить динамику изменения этих рейтингов на репрезентативном промежутке времени, то можно убедиться и в том, что не только дискаунтерные сети демонстрируют динамическое развитие и уверенность на сложном и конкурентном рынке.
Более того: примеры жестоких "поражений" и фиаско дискаунтеров имеются. Можно начать дискуссию о причинах этих поражений, но в любом случае утверждать то, что только дискаунтерная модель "правильная и перспективная", — нельзя.
Я бы сказал, что процесс консолидации аптечного рынка никогда не прекращался. Опять же можно говорить о региональной специфике и о том, что в разных российских регионах различный удельный вес аптечных сетей и одиночных аптек. Темпы консолидации из года в год также разнятся. Но тем не менее можно утверждать, что аптечные сети в целом наращивают свою мощь и укрепляют свои позиции, тогда как с одиночными аптеками ситуация гораздо менее радужная.