Речь не только о числе категорий нелекарственного ассортимента, но и о тех действиях, которые вправе выполнять фармацевт или провизор в ходе оказания фармацевтической помощи. Некоторые из них хорошо знакомы по опыту советского здравоохранения, некоторые применяются в современной зарубежной практике.
Дополнительные сервисы как увеличенная нагрузка
В октябре этого года был проведен опрос аптечных специалистов первого стола о возможных дополнительных услугах для посетителя аптеки. Любопытно, что такие функции предполагается рассматривать как источник повышения рентабельности аптечной организации.
В условиях экономических санкций данный вопрос, безусловно, очень важен. Однако необходимо понять, решается ли задача о рентабельности путем включения "дополнительных опций"».
Факт снижения доходности аптеки подтверждают 90% опрошенных аптечных работников — и с этим вряд ли поспоришь. 26% респондентов отмечают наличие «дополнительных услуг» в своих организациях. Как правило, это измерение артериального давления, телефоны «горячих линий», группы в соцсетях, чат–боты или бронирование лекарств.
В качестве ограничения в развитии данных направлений фармацевты и провизоры назвали два основных фактора: небольшую площадь аптечных помещений и отсутствие желания развивать "дополнительные сервисы" у самих владельцев аптек. Нередко такой недостаток мотивации — ответ на малую востребованность тех или иных предложений. Не все проекты снискали популярность в аптеке, как бы прекрасны они ни были на стартовом этапе, перед переходом к практической реализации.
В одной из аптечных сетей большинство посетителей–пациентов отрицательно отнеслись к такой акции "у конкурента дешевле — получи скидку". Когда идет речь о мед– и фармацевтической помощи, ресурс времени не менее важен, чем ресурс денежных средств, во многих случаях лишь предполагаемый — требуемое лекарство в соседней аптеке может оказаться и дороже.
В другой аптечной сети не снискали популярности кардиологические кресла, снимающие электрокардиограмму. Процедура ЭКГ безусловно необходима, но понять ее результаты правильно значительно труднее, чем оценить цифры артериального давления. Для верной интерпретации кардиограммы нужна консультация не фармацевтического, а медицинского специалиста.
В анкете для провизоров и фармацевтов содержался и такой вопрос: если аптека получит дополнительные возможности и дополнительные задачи, они окажутся востребованы покупателем-пациентом, приведет ли это к увеличению нагрузки на специалистов? 86% участников опроса ответили «да». И пояснили, что в подобных ситуациях потребуется дополнительная штатная единица, а уже работающие в аптеке сотрудники возросшую нагрузку не выдержат.
Кадровая проблема в фармации остается острой и требует решения. Вот первый барьер, с которым сталкивается инициатива по дополнительным функциям.
Фарм плюс мед
В ряде зарубежных стран аптеке передана часть задач, традиционно относящихся к ведению медицинских учреждений, рассказывает глава СРО "Ассоциация независимых аптек" Виктория Преснякова. Сразу же отметим организационный момент: в Италии, например, за измерение артериального давления (равно как и за помощь, оказанную провизором, если давление повышено) посетитель–пациент не платит. Такой вид помощи включен в стандарт работы аптеки. Одновременно предусмотрена поддержка для аптечных организаций в сельской местности.
В ряде зарубежных стран фармацевты и провизоры изучают некоторые медицинские дисциплины и могут принимать участие в подборе дозировок лекарственных препаратов. Иностранными аптеками предложены и такие сервисы, как прием лабораторных анализов и аренда медицинского оборудования.
Правовые аспекты
"Экспресс–анализы — это медицинская деятельность, для нее необходима не фармацевтическая, а медицинская лицензия, — предупреждает Таисия Кубрина, юрист практики "Фармацевтика и здравоохранение" компании "Пепеляев Групп". — Также следует отметить, что, согласно действующим санитарным правилам, в помещениях аптеки запрещены виды деятельности, функционально не связанные с работой самой аптеки".
Эксперт приводит недавний пример из судебной практики. В аптечном зале находился вендинговый автомат с водой и различными закусками. Данное нарушение было зафиксировано контролирующим органом. В итоге аптека была привлечена к административной ответственности в виде штрафа.
Нахождение постаматов, например, популярного интернет-магазина в аптечной организации также является вопросом весьма спорным.
"Действительно, в середине нулевых, когда нормативно-правовая база фармдеятельности была иной, аптеки давали в аренду костыли, коляски… — рассказывает Таисия Кубрина. — Также в аптеках были дополнительные консультативные услуги, например, по подбору очковой оптики. Однако в дальнейшем регулирование изменилось».
Сегодня у некоторых правовых актов наблюдается расхождение с нормами Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», устанавливающими в числе функций аптеки ведение санпросвета, обращает внимание Виктория Преснякова. Разрешение данной коллизии очень важно.
"Фармацевтическая деятельность — деятельность социальная. Мы работаем с пациентом, — подчеркивает глава СРО "АСНА". — Добросовестные аптеки всегда помнят о своей социальной функции. И выполняют ее".
Из истории фармации
Положение о центральной районной аптеке, утвержденное приказом советского Минздрава от 30 декабря 1976 г. №1255, ставило перед такой аптекой целый ряд задач. Среди них интересно отметить:
- взаимодействие с местными органами управления здравоохранением по вопросу лекарственной помощи;
- сотрудничество с медучреждениями;
- содействие внедрению новых препаратов в аптечную практику;
- организация повышения квалификации фармацевтических кадров и обмена опытом между фармспециалистами.
В круг обязанностей аптеки входили и санпросвет для пациентов, и информационная работа с врачами. В качестве "дополнительных" данные функции не рассматривались — они являлись неотъемлемой частью фармацевтической помощи.
По материалам круглого стола "Дополнительные услуги в аптеке"
----
* Опрос проводился журналом "Аптекарь"