21.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024 18+
21.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024
// Тема номера

Доступность лекарств — уравнение с несколькими неизвестными

Сегодняшние проблемы доступности лекарственных препаратов серьезно отражаются на работе аптеки. А посетитель и даже регулятор зачастую видят в нас не конечное звено цепи лекарственного обращения, а ответственных за все сложности в фармацевтической сфере. При этом многие вопросы аптечной организации остаются без ответов.

Люфт Татьяна
Заместитель генерального директора ООО "Строймедсервис" (Липецкая обл.)

Вспоминается недавняя ситуация: в компьютерной программе видно, что у дистрибутора имеется около полутора тысяч упаковок L–тироксина, однако наш заказ он почему–то отклоняет… Почему? Что в итоге произошло с этими препаратами?

Есть вопросы по наличию ряда наименований в оптовом звене и на производстве. Если пропало немецкое средство для лечения щитовидной железы, то почему одновременно с ним пропадает лекарство отечественное? Куда исчез еще ряд наименований и как аптеке их отыскать, если предложения на них в дистрибуции нет? Кто может помочь фармацевтам и провизорам в данной ситуации?

В правоохранительных органах аптекам рекомендуют письменно обращаться к предприятиям-производителям. К сожалению, данная практика дает мало результатов — как в 2020-м году, в период дефицита медицинских масок, так и сегодня. Мы не только отправляли письма на предприятия, мы звонили им по телефону, когда пытались получить партию азитромицина, на который образовалась дефектура. На производстве заверяют, что выпуск антибиотика продолжается, однако задачу доступности лекарства для пациента это, увы, не решает. Ведь в нашей аптечной организации оптового звена нет, и потому приобрести препарат напрямую мы не сможем.

Остается вопрос: почему произведенные на заводах лекарства не были закуплены поставщиками? Дефектура ведь возникла не только по азитромицину, но и по цефазолину, цефтриаксону и ряду других лекарственных средств…

Лекарственный ассортимент, конечно, изменился. Стараемся выходить из положения. Некоторые препараты можно заменить другими, менее популярными аналогами, а иногда даже более дешевыми. Однако у многих наименований замены нет. Исчез востребованный детский сироп "Нурофен". Отсутствует значительная часть препаратов для лечения эпилепсии. Иногда, как уже отметила, аналоги пропадают вместе с оригинальными средствами… Сегодня уже неважно, насколько широко известно лекарство, главное, чтобы аптека могла что–то предложить посетителю.

Физическая доступность медикаментов во многих случаях под вопросом. Остается риск, что люди не смогут получить те препараты, которые им жизненно необходимы. Ценовая доступность лекарств тоже уменьшилась: в начале марта медикаменты подорожали в среднем на 30–40%.

1–2 марта четверо из двенадцати наших поставщиков позвонили нам и сообщили, что будут проводить ревизию на складах, и отгрузка лекарств на это время приостановливается. А через два дня мы увидели новые цены в прайс–листах. Приведу пример: оптовая цена популярного препарата "Стрепсилс" составила 600 рублей вместо прежних 300,00.

Люди не могут не обратить внимания на цены: подорожало все, не только лекарства. Однако в этой сложной ситуации претензии выдвигаются именно в адрес аптек. Как было отмечено на одном из бизнес–совещаний в нашем регионе, "все аптеки одновременно подняли цены на препараты". Очень жаль, что нас не слышат. И часто создается впечатление, что причин произошедшего понять не пытаются.

Мы — конечное звено в большой цепи лекарственного обращения. Если цена поднимается у нашего поставщика, как мы можем на нее повлиять? И как закупить препараты в ситуации, когда закупать нечего?

Наверное, единственный способ обеспечить доступность лекарственных препаратов — это наладить их выпуск на заводах-производителях. И одновременно урегулировать проблемы, возникающие на этапе оптовых поставок.

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Вопрос о вакантности складских площадей остается актуальным
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

В любой ситуации нужно ясно проговаривать все условия
 Мнение специалиста

Пассер Максим 

Заместитель генерального директора по коммерции и развитию АО «Валента Фарм»

Каким должен быть диалог фармпроизводителя и дистрибутора?
 Мнение специалиста

Еланцева Елена

Коммерческий директор компании «Алцея»

Прозрачность одна из главных потребностей фармрынка
 Мнение специалиста

Варакин Дмитрий

Заместитель генерального директора по управлению региональной сетью и продажами «ФК Гранд Капитал»

Отношение к товарному кредиту становится ответственнее
 Мнение специалиста

Мещан Сергей

Директор головного офиса аптечной сети «Гармония здоровья» (Красноярский край)

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma