Максутова Наиля Хайдаровна
Директор аптеки №1 ОАО "Фармация" г. Пензы
Из–за роста цен и падения реальных доходов в аптеках все больше ощущается снижение покупательской способности и изменение потребительских предпочтений. При этом потребитель стал экономить, и спрос на дорогие лекарства, биологически активные добавки и лечебную косметику снизился. Сейчас покупатель приобретает только самое необходимое: спрос на импортные оригинальные препараты падает (в связи с ростом цен на них), а спрос на препараты-дженерики и на препараты отечественного производства — повышается.
Чаще всего при покупке ЛС пациент советуется с аптечным специалистом, рассчитывая на подбор эффективного и доступного по цене препарата по описанию симптомов. Заболев, человек в первую очередь должен посетить врача, который осматривает его и назначает подходящее лекарство. После приема он направляется в аптеку, где ожидает найти все необходимое по выгодным ценам. Это происходит в случае сознательного подхода пациента к своему здоровью.
На практике же наш отечественный пациент на начальной стадии заболевания, желая сэкономить время, а порой и средства на визите к врачу, бежит сразу в аптеку в надежде приобрести эффективный препарат, который не только снимет симптомы, но и воспрепятствует дальнейшему развитию заболевания. Как правило, покупатели приходят и сразу просят конкретные препараты, основываясь на рекомендациях знакомых или на рекомендациях с форумов, в т.ч. медицинских, либо просит препарат, который активно рекламируется в СМИ. Такой ситуации способствует в т.ч. уровень доступности медицины в некоммерческих поликлиниках (не всегда есть возможность попасть на прием к врачу — нет записи на конкретный день, отсутствуют специалисты узкого профиля, ритм жизни, работа и т.д.).
Большинство клиентов выбирают препараты по одинаковым критериям: они должны быть безопасными для употребления и максимально эффективными. Покупатели, доход которых находится ниже среднего показателя, подбирают лекарства по минимальной цене. Они желают получить скидку, чтобы максимально сэкономить на покупках.
Приблизительно 70% посетителей аптек доверяют рекомендациям фармацевта. И в нашей сети специалисты не злоупотребляют таким высоким уровнем доверия (на этот счет существуют внутренние правила). В первую очередь мы исходим из потребностей посетителей. Если человек не может себе позволить дорогие препараты, мы стараемся подобрать более дешевые, но эффективные аналоги. К тому же, если человек хотя бы раз получил "неправильную" консультацию в аптеке, его лояльность к аптечной сети приближается к нулю. Поэтому высокий уровень профессиональной подготовки провизоров (фармацевтов) является одним из приоритетов в нашей работе, поскольку от него зависит качество обслуживания и консультирования всех групп населения с учетом особенностей возраста пациентов.Естественно, рекомендации провизора или фармацевта не заменят полноценную консультацию врача, даже если речь идет о безрецептурных препаратах от гриппа и простуды.
Чаще всего пациенты информированы об эффективности препаратов в отношении симптомов и не задумываются о побочных эффектах или сочетаемости с другими препаратами. Посетителей аптек можно разделить на несколько категорий. Есть категория населения, которую интересует эффективность лекарств (читают инструкции, смотрят отзывы в Интернете), даже если это назначение врача. То есть если пациент обеспокоен своим здоровьем, он будет искать информацию об эффективности применяемых препаратов. Другая категория также достаточно ознакомлена с лечебным эффектом препаратов, только делает это самостоятельно, без консультации со специалистом. Такие люди приходят и просят продать препараты, не зная о противопоказаниях или побочных эффектах. Или требуют сразу несколько препаратов, одновременный прием которых может снизить эффективность лечения или нанести ущерб здоровью. Разумеется, в таких ситуациях наши специалисты пытаются убедить пациента обратиться к врачу.
При покупке лекарственных средств следует обратить внимание на несколько важных факторов. В первую очередь постараться найти аптеку, заслуживающую доверия, убедиться в том, что выбранное средство является качественным. Крупная аптечная сеть является гарантией качества и надежности приобретенной продукции. Как правило, здесь работают специалисты, которые превосходно разбираются в своем деле и всегда предоставят наиболее полные консультации. Важно, что свою квалификацию они постоянно совершенствуют, что не может не отражаться на качестве предоставляемых услуг. Преимущество крупных аптечных сетей в том, что они гарантируют соблюдение надлежащих условий хранения препаратов, в т.ч. температурных, в соответствии с инструкциями. Стоит также обратить внимание на срок годности, герметичность упаковки и требования к условиям хранения лекарства при отпуске лекарственного препарата.
Можно выбирать либо оригинальный препарат, либо аналог известного производителя, зарекомендовавшего себя на рынке. Это могут быть препараты российских производителей, качество которых подтверждено практикой (например, "Марбиофарм", "Биосинтез", "Биодез" и др.), несмотря на очень доступные цены.
Не нужно обделять своим вниманием аптеки с открытой формой торговли. Во-первых, покупатель может приобрести в них не только лекарственные средства, но и дополнительные товары. Помимо этого, он может подержать товар в руках, прочитать аннотацию и сделать выбор без спешки и очереди. За это открытую выкладку любят кинестетики и визуалы. По нраву она и стеснительным покупателям. Обычно в таком формате аптеки есть консультант, который поможет.
Онлайн–обслуживание набирает обороты. У крупных аптечных сетей есть свои сайты в Интернете. Есть онлайн–консультация, где можно задать интересующий вопрос о препарате или другом товаре в онлайн–режиме и получить предварительную консультацию.
Вне зависимости от пола и возраста среди посетителей аптек доминирует тенденция к выбору более дешевого препарата. Если препарат назначен врачом и является жизненно необходимым по показаниям, независимо от возраста и половой принадлежности, хронические больные, находящиеся на постоянном приеме лекарственных препаратов (гипертоники, астматики, диабетики и др.), как правило, выбирают аптеку, где предлагается препарат с более низкой ценой. В последнее время пенсионеры переходят с приема оригинальных препаратов на аналоги отечественного производителя. На замену препарата с другим МНН, но аналогичным действием, соглашаются чаще женщины молодого возраста (25–40 лет). Отказываются от приобретения лекарства покупатели очень редко.
Придя в аптеку и узнав цены, многие люди отказываются от покупки оригинальных препаратов или просят заменить их более дешевыми аналогами. Несмотря на постоянную модернизацию системы здравоохранения, очереди в поликлиниках не уменьшаются, и многие пациенты обращаются за консультацией сразу в аптеку. Однако, даже учитывая высокую квалификацию аптечных работников, полноценную помощь в лечении заболевания фармацевт или провизор оказать не может. Необходима точная постановка диагноза! Жалобы пациента на то, что «колет» или «стреляет» в определенном месте, не могут отразить полной клинической картины заболевания, а значит правильно подобрать тот или иной препарат или схему лечения. Полноценное лечение может быть назначено только после проведения определенных видов анализов, обследования и т.д. Поэтому, как бы ни было велико желание помочь больному человеку, фармацевт должен посоветовать обратиться к врачу.
К большому сожалению, общий экономический кризис отразился и на жизненном уровне населения нашей страны. Не все слои населения могут позволить себе приобрести оригинальные препараты, назначенные врачом. Придя в аптеку и узнав цены, многие люди отказываются от покупки или просят заменить более дешевыми препаратами. Интересуются, существуют ли скидки, акции и т.п. Здесь требуются профессионализм и грамотность провизора или фармацевта, чтобы подобрать адекватную замену или убедить использовать оригинальный препарат.