Две проблемы "дешевых" лекарств
Проблема, связанная с лекарственными препаратами нижнего ценового сегмента, существует и ее надо решать, считает председатель координационного совета ассоциации Надежда Дараган.
НУЖНО ПОВЫСИТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ!
На сегодняшний день в состав АПФ входит около 30 отечественных компаний, относящихся к малому, среднему и крупному бизнесу. При этом практически у всех этих компаний более 50% портфеля выпускаемой продукции приходится на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП). А у некоторых предприятий ассоциации этот ассортиментный показатель достигает 70%. И многие из этих лекарств относятся к так называемой нижней ценовой категории. "Я считаю, что нужно провести разовую индексацию на лекарственные препараты нижнего ценового сегмента в сторону повышения их цены, — это сделает их рентабельными. Пока же они находятся в зоне повышенного риска, потому что рентабельность этих лекарственных средств либо минимальная, либо вообще отрицательная. При таком раскладе многие предприятия просто не смогут продолжать выпускать дешевые лекарства", — выразила обеспокоенность Надежда Дараган.
В настоящее время действуют методики, ограничивающие рентабельность фармпередприятий в рамках 30%. Сюда входит весь спектр производственного процесса. Расходы на разработку препарата, приготовление субстанций, готовые формы, регистрацию. С точки зрения инновационных предприятий, которые самостоятельно занимаются не только производством, но и разработкой лекарственных препаратов, рентабельность в 30% не может быть достаточной. В результате существующая модель расчета не может стимулировать экономическую целесообразность разработок и выпуска высокозатратных фармацевтических продуктов. Просто потому, что такая модель не стимулирует производство субстанций силами предприятия, а скорее подталкивает на их закупку для выпуска исключительно дженериков. Ведь вложения в производство субстанций не могут окупиться 30 и даже 40% рентабельности. "Целесообразно было бы включить в методику расчетов возможность обосновывать финансовые расходы, необходимые для разработки лекарственного препарата, а также финансовые расходы, необходимые на запуск всей производственной цепочки, включая и производство субстанций. Нужно установить предельную рентабельность на уровне 45–50%. А в случае производства новых лекарственных препаратов на основе собственных разработок рентабельность должна превышать 50%"», — уверена Дараган.
КОПЕЙКА СКАЧЕТ, А РУБЛЬ ПЛАЧЕТ
У предприятий, выпускающих лекарственные препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП, есть еще одна проблема. Она возникла из постановления Правительства РФ от 08.05.19 №577 "Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также порядка ее взимания". Этот документ определил плату за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки в размере 50 коп. за 1 код маркировки, при этом не представив обоснование расчета данной стоимости. С учетом НДС эта стоимость выливается уже в 60 коп. Казалось бы, стоит ли говорить о таких мелочах. Но во что выльются эти копейки для предприятия! "Давайте посчитаем, — предлагает Дараган. — Среднего размера фармацевтическая компания, выпускающая в год около 40 млн упаковок лекарственных препаратов, должна будет заплатить около 20 млн руб. за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки и еще 2 млн руб. НДС. Да, постановлением предлагается не взимать плату за предоставление кодов маркировки для лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, если их отпускная цена производителя не превышает 20 руб. Совершенно не понятно, на основании чего был установлен именно такой порог. Получается, что лекарства стоимостью, например, 22–24 руб. уже чуть ли не в дорогом сегменте находятся! А ведь ранее вполне справедливо предполагалось полностью освободить от платы за предоставление кодов маркировки все лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. Теперь же встает вопрос, каким образом будет включаться в цену лекарственного препарата из Перечня ЖНВЛП стоимость кодов маркировки". Председатель координационного совета АПФ уверена, что "потолок", дающий возможность предприятиям не оплачивать услуги по предоставлению кодов маркировки, должен быть повышен с 20 руб. за упаковку лекарственного препарата хотя бы до 50, а лучше 100 руб. Такое решение было бы справедливым.
НЕ ЖНВЛП ЕДИНЫМ ВЫЗДОРАВЛИВАЕТ ЧЕЛОВЕК
Сейчас большое внимание уделяется лекарственным препаратам, включенным в Перечень ЖНВЛП. Однако наряду с ними многие фармацевтические компании выпускают немалое количество лекарственных средств и не включенных в Перечень. Другие лекарства, отпускная цена которых находится в диапазоне 10–100 руб. за упаковку не нуждаются в финансовых преференциях? "Для таких препаратов плата за 1 код маркировки в размере 50 коп. без учета НДС станет драйвером их убыточности. Предприятия будут вынуждены просто прекратить их производство — не работать же себе в убыток. Но такого быть не должно", — предупреждает Дараган.
ДЕНЬГИ ВПЕРЕД!
Интересно, что плата за услуги по предоставлению кодов маркировки должна будет взиматься с 1 июля 2019 г. и это, по мнению Надежды Дараган, совсем уж не понятно. Она считает, что срок платы за код маркировки логично было бы скорректировать со сроком введения в действие самой маркировки. А он предусмотрен на 1 января 2020 г. Более того, нельзя же приравнивать плату за код маркировки лекарственных препаратов с кодом маркировки табачных и меховых изделий и других, скажем так, — не столь важных для здоровья товаров.
По материалам XXI Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2019"