Эквайринг становится непосильным бременем для аптеки
Филиппов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Ригла"
Бизнес сегодня стремится не за прибылью, что было бы вполне логично, а за денежным потоком — при отсрочке 90 дней оборачиваемость товара составляет 50 дней. То есть 40 дней владелец аптеки имеет свободные денежные средства.
Также, на мой взгляд, серьезной проблемой стало наличие на рынке компаний, которые, используя статус малых предприятий, пользуются налоговыми льготами, хотя их обороты исчисляются десятками миллиардов рублей. Кроме того, целый ряд хорошо известных всем нам игроков рынка, позиционирующих себя как ресурсы онлайн–заказа лекарств, в нарушение законодательства занимаются их доставкой, совершенно этого не стесняясь. Тем самым конкурентоспособность добропорядочных ресурсов снижается в глазах потребителя-пациента.
Важно отметить и вопрос ликвидности: на фоне падающей покупательской способности число аптек растет — конечно, не теми темпами, что ранее, но все же растет! Учитывая дефицит кадров, быстрорастущим сетям не остается ничего другого, кроме как перекупать персонал из других сетей. В условиях низкой наценки, высокого уровня фонда оплаты и высокой доли арендной платы в общих затратах аптека должна умудриться хоть что–то заработать!
Серьезна и проблема эквайринга (прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг. — Прим. ред.), который с каждым годом занимает все большую долю в затратах аптек. В условиях, когда наценка в аптеках продолжает падать, доходя до минимума, стоимость эквайринга становится для многих из них буквально непосильным бременем — при 8–10% наценки эквайринг составляет 1,5% дохода аптеки.
Кроме того, фармацевтическая розница нуждается в расширении ассортимента за счет позиций, реализация которых позволила бы получать дополнительный доход, — таких, как игрушки, продукты питания и проч. Мы хотим работать с этим ассортиментом. Почему аптека не может продавать, к примеру, столовую воду, которой клиент сможет тут при необходимости запить таблетку? Фармацевтическое сообщество готово сделать предложения по расширению ассортимента.
Есть и ряд тенденций, позволяющих смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом. Они дают все основания предполагать, что рынок наконец-то становится более цивилизованным, открытым, честным. В первую очередь хочу отметить изменение стратегии и тактики работы дистрибуторов с розницей — требование банковских гарантий, внедрение в практику онлайн-касс и подготовка к широкомасштабному запуску проекта по маркировке лекарственных средств.
Как охарактеризовать сотрудничество с дистрибуторами в целом? Однозначного ответа на этот вопрос, думаю, не существует. Каждая аптечная сеть имеет свою историю взаимодействия с дистрибуторами, свои преимущества и недостатки как партнер. Дистрибутор сегодня — звено, без которого рынок не может существовать: он по–прежнему кредитует рынок, без этого товарного кредита рынку не жить.
И по–прежнему "среднее звено" постоянно рискует не вернуть денежные средства за поставленный товар.
Поэтому надо нам всем сказать дистрибуторам большое спасибо за то, что они есть и в этих непростых условиях выживают.
Какие задачи ставим мы перед собой на 2019 год? Задачи прироста — и по выручке, и по рентабельности. Поэтому планируем развиваться как органически, так и приобретая малые и средние аптечные сети. В 2019 г. нам предстоит учиться управлять разными форматами аптек — "Живика", "Будь здоров!" и "Ригла" — ведь, по сути, сеть "Ригла" объединяет три сети. Работа каждого из форматов отличается особенным подходом как к ценообразованию, так и к ассортименту.
Кроме того, мы планируем внедрить ряд масштабных IT-проектов по управлению ассортиментом и ценами.