Факторы рентабельности аптеки остались неизменными
На наш взгляд, основные факторы рентабельности аптеки остались неизменными, — это месторасположение, удобство посещения для покупателей–пациентов, качество фармацевтического консультирования и ориентированность на клиента с гибкой системой лояльности.
Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" (г. Тверь)
Но в процессе развития маркетинга в рыночной экономике России и при отсутствии как такового регулирования фармацевтического рынка со стороны государства — вышли на новый уровень и обрели новые грани такие факторы, как:
- ориентированность на клиента;
- умение не только консультировать и отпускать препараты, но и осуществлять активные продажи и допродажи;
- гибкость ценового предложения для обширного разнообразия клиентов;
- бренд, его узнаваемость и его качество.
Зачастую это является основным фактором для выбора той или иной аптеки клиентом и обусловлено качественным подходом со стороны аптеки и ее сотрудников.
Именно совокупность факторов создает возможность работать и достигать новых успехов.
Сегодня на такой же уровень, как и хорошее местоположение, вышли качественный первостольник и ответственная работа аптеки.
Из чего складывается ответственная работа аптеки?
Это должно быть и удобство посещения, и чистота в зале, и низкая дефектура, и подборка актуальных новинок, и работа только с ответственными поставщиками, и т.д.
Сегодня мы сотрудничаем со всеми крупными федеральными дистрибуторами в нашем регионе и с локальными игроками тоже. Наш подход к выбору поставщиков основан на главном факторе: качество и ответственность.
Мы не будем работать с поставщиком, который зарекомендовал себя с не лучшей стороны или срывает сроки поставки. Если мы пообещали клиенту товар на следующий день — значит, так и должно быть.
Мы относимся уважительно ко всем нашим поставщикам и зачастую чувствуем взаимность в этом, что не может не отражаться на нашем сотрудничестве.
В свою очередь, не понимаем факторов развития собственных аптечных сетей крупными дистрибуторами и захватами рынков, на которые они отгружают свои товары.
Забирать куски пирогов в разных отраслях? Как минимум это выглядит не по–партнерски. И требует реакции, которая в свою очередь рушит долголетние выстроенные отношения и приводит к риску разрыва контракта с партнером.
Рентабельность нашей аптечной сети можно описать следующими тезисами:
- фронт–маржа;
- бэк–маржа;
- процессуальная оптимизация;
- органический рост.
Маркетинговые мероприятия в том виде, в котором они есть на сегодня, можно разделить на 2 блока:
- А — те, которые выполнимы при должном уровне управленческого мастерства и хорошей команде, качестве продукта и его ценовом сегменте;
- Б — те, которые практически невозможно выполнить без органического роста при падающем рынке и агрессивной конкурентной среде.
Если говорить о покупателях–пациентах, то при реализации маркетинговых мероприятий нужно делать ставку на следующие параметры:
- узнаваемость продукта;
- информированность первостольника о всех достоинствах и качествах товара;
- работа производителей с лечебными учреждениями;
- ценовой сегмент и выгода для покупателя.
Как выжить без маркетинга или при резком сокращении его объемов?
Нужно быть рыночной компанией, которая работает в приоритете на фронт–маржу и не живет на средства производителей, выделяемые на маркетинговые мероприятия.
Нужно уметь работать с плавающей шкалой наценки, а также с эксклюзивными товарами, СТМ и УСТМ, товарами дня, и, конечно, выстраивать грамотный ассортимент.
Многие крупные игроки на фармацевтическом рынке устроены по принципу "пирамиды" (только нового формата, маркетингового) и при перекрытии кислорода могут обрушиться как карточный домик.
А это не раз уже наблюдалось на рынке — даже без принятия радикальных мер. Если взять в расчет этот фактор, можно сделать вывод: на сегодня маркетинговые мероприятия влияют скорее негативно. И не всегда достигают своих поставленных целей...
Наше решение о вступлении в маркетинговую ассоциацию было принято, исходя из того, что многие производители начали закрывать свои представительства в регионах: из-за высокой расходной части и низкого уровня контроля, оптимизации своих бизнес–процессов. Это привело к уменьшению интереса фармацевтических производителей к небольшим региональным аптечным сетям.
Во время вступления в АСНА, а это был 2014 год, в нашей аптечной сети "36,6–Здоровье" было всего 16 аптек, но мы уже активно работали с различными маркетинговыми инструментами и, естественно, не хотели потерять выстроенные бизнес–процессы и контракты с производителями.
На сегодня в аптечной сети 27 точек, и мы продолжаем свое развитие совместно с АСНА. Замечу, не только в формате маркетингового союза, но и во вновь созданном проекте саморегулируемой организации — для сотрудничества с государственными органами и защиты членов СРО.
Если говорить о государственной поддержке аптек… в рыночной экономике? На мой взгляд, это как минимум не про капиталистическое устройство. И, как показывает практика, не всегда идет на пользу рынку (чего нельзя сказать о системе на базе госрегулирования).
Простого ограничения при лицензировании — по минимальному метражу до ближайшей аптеки — было бы вполне достаточно. Достаточно для поддержания уровня рентабельности и осуществления главной функции аптечных учреждений, организации доступа к лекарственному обеспечению для пациентов.
Если уйти немножко в историю, такое ограничение существовало в ОСТ 80 — и тогда не было таких диких конкурентных войн, как сейчас.
Другой мерой помощи на падающем рынке могло бы быть наличие квотирования аптек по населению, как во многих западных странах с развитой экономикой.
Похожая модель уже существует и зарекомендовала себя с лучшей стороны на рынке распределения нотариусов по территории страны.
Она позволила бы всем работать более качественно — на результат, а не биться с соседом справа и слева.