21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Фармрынок: 2011 вряд ли попадет в число наиболее успешных

В 2011 г. продолжилась работа по созданию в России современного законодательства в области здравоохранения. В конце года после долгих дискуссий был принят базовый для отрасли закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который, по сути, должен стать конституцией для российского здравоохранения, особым нормативным актом, олицетворяющим реформу отрасли.

Данилов Иван
Редактор портала Pharm-MedExpert.ru

Закон вступил в силу с 1 января 2012 г. и ввел ряд новых принципиальных норм, в числе которых право выбора пациентом медицинского учреждения и врача, а также единые для всех регионов стандарты лечения и требования к качеству медицинских услуг. Полагаю, что следующим важнейшим шагом реформы должна стать современная система лекарственного страхования граждан, при которой россиянам будет частично компенсироваться стоимость приобретенных лекарств.

Развитие фармрынка в 2011 г. также во многом зависело от изменений в законодательстве, произошедших годом раньше. Определяющими стали и введение нового порядка регулирования ценообразования для важнейших лекарственных препаратов, и принятие закона «Об обращении лекарственных средств». На наш взгляд, 2011 год вряд ли попадет в число наиболее успешных для российского фармрынка. По предварительным итогам рост общего объема рынка составил 12–14% (23–24 млрд долл., из которых 65% приходится на коммерческий сегмент). Ряд экспертов отмечают, что фармрынок завершил год с худшими показателями роста за последние десять лет, а это может негативно отразиться на статусе России как перспективного и быстроразвивающегося рынка. Очевидно, что времена невероятных для среднемировых стандартов 20–35% ежегодных темпов роста, так желанных для иностранных инвесторов, остались в истории.

На рост фармрынка по-прежнему определяющее значение оказывают инфляция, увеличение бюджетного финансирования, отсутствие ограничений наценок на лекарства, которые не включены в перечень важнейших, а также продолжающееся увеличение трат среднестатистического россиянина на медикаменты. Сегодня в среднем россиянин тратит на лекарства порядка 100 долл. в год (в 2003 г. этот показатель был равен 20 долл.), в стране становится все больше людей, которые могут себе позволить покупать более дорогие и, как правило, более эффективные лекарства. Одна из очевидных тенденций 2011 г. – снижение продаж дешевых лекарств (2–3 долл.) и увеличение продаж дорогих (20–25 долл.).

Рост цен на лекарства в течение года оказался на приемлемом уровне, в среднем практически равном уровню инфляции, а повышение стоимости препаратов из списка жизненно важных произошло практически незаметно (из-за колебаний курсов валют цены увеличились всего на 2%). На наш взгляд, это результат взвешенной политики по регулированию цен на препараты из списка ЖНВЛП. Тем не менее, определяющими факторами изменения стоимости лекарственных препаратов по-прежнему остаются инфляция и изменение валютных курсов.

Первый год реализации амбициозной государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ до 2020 года» прорывным не стал, однако некоторые шаги были сделаны. Общий объем инвестиций в инновационную фарму в 2011 г. составил 6 млрд руб. С инвестициями в развитие отечественной фармпромышленности дело обстоит менее впечатляюще – из озвученных проектов по строительству новых производств общей стоимостью в 40–45 млрд руб., по данным специалистов, за год вложено не более 700 млн руб. Эксперты отмечают, что в 2011 г. был поставлен рекорд по количеству заявлений иностранных компаний о готовности к локализации производства в России. Однако пока даже значительно более ранние заявления международных фармгигантов о перспективности ассимиляции на российском рынке остаются только на бумаге. Пожалуй, только Nycomed в 2011 г. отметился тем, что строительство завода реально осуществляется. Для остальной «Большой Фармы» инвестиционный климат в России, видимо, все-таки недостаточно привлекателен, и 1,5% продаж от общего объема продукции для Roche или Pfizer – это максимум, на что они готовы здесь на современном этапе.

О том, как вступление России в ВТО отразится на российском фармрынке, сказать сложно. С одной стороны, нас ждет значительное снижение таможенных пошлин на импортные лекарства (с 15 до 6,5%), медоборудование и субстанции (с 5 до 2–3%). В идеале это должно было отразиться на конечной цене продукции, однако вряд ли такое изменение станет ощутимым. Во-первых, снижение планируется провести не моментально, а в течение нескольких лет, что с учетом инфляции станет еще менее заметным. Во-вторых, снижение коснется только цены препаратов, установленной фармпроизводителем, и на наценки дистрибьюторов и аптек изменение этой величины никак не отразится. Ряд экспертов считают, что, напротив, после вступления в ВТО лекарства, в т.ч. и российские, станут только дороже. Причем это подорожание может коснуться даже препаратов низшей ценовой ниши, именно они с наибольшей вероятностью будут «вымыты» с рынка. Вступление в ВТО – это шаг, выгодный, в первую очередь, зарубежным производителям и нескольким экспортно ориентированным российским компаниям, обладающим конкурентоспособным портфелем и производством, соответствующим стандартам GMP, а российский потребитель вряд ли заметит существенную разницу между «до» и «после».

Еще один важный фактор, который также можно отнести к положительным, – самые высокие за последние годы темпы роста спроса на фармперсонал. С 2008 г. по настоящее время рост числа вакансий на этом рынке составил более 140%. Эта статистика является очень показательной и позитивной с точки зрения развития отечественной фарминдустрии.

Любопытные изменения произошли и в розничном сегменте фармрынка. Аптеки, которые с начала 2011 г. были вынуждены перейти на общую систему налогообложения и отчислять больше средств, пытаются найти возможности увеличить свою рентабельность. Одни из наиболее ходовых способов – развитие собственных торговых марок и открытие дискаунтеров. Этот фактор, с точки зрения потребителя, также можно отнести к положительным результатам, хотя в целом современному положению аптек не позавидуешь – увеличившаяся налоговая база, достаточно сильная конкуренция приблизили их прибыльность к самой низшей отметке.

Специализированные
мероприятия