24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Фармрынок сегодня: через тернии к развитию

За последний год наша жизнь сильно изменилась, но актуальные вопросы для фармотрасли остались прежними: внедрение маркировки, перерегистрация цен, предотвращение дефицита важных препаратов.

С какими проблемами пришлось столкнуться и как реагировать на вызовы времени в будущем, обсудили эксперты фармрынка.

БУРНОГО РОСТА НЕ ЖДЕМ

Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк представил основные тенденции развития фармрынка под влиянием пандемии.

Шуляк

Доля коммерческого сегмента в последние два года стабильная: она составляет 64% (государственная — 36%). Число аптек сохраняется на уровне 64,5 тыс.

Государственный сегмент уверенно растет за счет госпитальных закупок, для нужд ЛПУ закупается больше всего лекарственных средств в упаковках. Более высокий объем денежных средств тратится на импортные препараты. Оригинальных лекарственных средств в упаковках закупается всего 7%, но при этом в деньгах на них приходится почти половина государственных средств.

Цены сильнее всего растут на дешевые препараты до 50 руб.: они повысились в среднем на 27,7%, в категории от 50 до 150 руб. цены увеличились на 7,8%, а в группах препаратов от 150 до 500 руб. и выше 500 руб. — на 6,6% и 4% соответственно.

Средняя стоимость упаковки ЛС по сравнению с 2019 г. выросла на 13% и сейчас составляет 225 руб. По итогам прошлого года цены на препараты повысились почти на 7%, а в среднем уровень наценки со стороны аптек составляет 24,4%.

Сегодня рост потребления ЛС дороже 500 руб. повысился, большую роль в этом сыграли переходы препаратов из одного ценового сегмента в другой и изменение содержания потребительской корзины. Доля дешевых препаратов снижается, как и спрос на них, зато доля препаратов из Перечня ЖНВЛП успешно продолжает расти.

Сергей Шуляк отметил, что рынок в большей степени растет за счет безрецептурных препаратов (ОТС — +13%,Rx — –8%). Стоит отметить и переход потребителя на большую упаковку, особенно это касается спроса дешевых препаратов и средств безрецептурного сегмента. Потребители считают данное приобретение более выгодным, нежели покупку стандартной упаковки.

По данным ежемесячного мониторинга коммерческого рынка DSM Group, локализованные препараты имели более высокую динамику в рублях (17% против 6% — у импортных).

Высокими продажами могут похвастаться иммуномодуляторы, противоопухолевые, противомикробные и гормональные препараты для системного использования (кроме половых гормонов). В число аутсайдеров с отрицательной динамикой в рублях вошли две АТС-группы — препараты для лечения заболеваний органов чувств и лекарственные средства для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны.

В упаковках наблюдалось снижение продаж противопаразитарных препаратов, инсектицидов и репеллентов, лекарственных средств для лечения заболеваний урогенитальных органов и половых гормонов, а также препаратов для лечения заболеваний органов чувств.

Среди парафармацевтических групп отрицательную динамику показали практически все типы товаров. Но и здесь есть свои лидеры: термометры, маски, санитайзеры для рук и БАД, поддерживающие работу иммунной системы.

Отдельно стоит поговорить об онлайн–продажах лекарственных средств.В IV кв. 2020 г. онлайн–продажи были в четыре раза выше, чем рост в целом по рынку, и в конечном итоге объем препаратов, реализованных онлайн, составил 72 млрд руб. (6,3%). Отметим, что быстрее всего данный способ продаж развивается в Москве.

Люди предпочитают приобретать импортные и рецептурные лекарственные средства, при этом средняя стоимость упаковки будет выше, чем в офлайн: для рецептурного препарата она составляет 574 против 320 руб., для безрецептурного — 269 против 174 руб. соотвественно.

Эксперт считает, что предпосылок для высокого роста в 2021 г. у рынка нет.

МАРКИРОВКЕ МЕШАЮТ СБОИ

Глава Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Лилия Титова в своем выступлении затронула проблему корректной работы системы мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП).

ТитоваСПФО

Основные трудности для участников пришлись на осень, а в феврале этого года завершился срок упрощенного режима в системе. Лилия Титова отметила, что отраслевые объединения хотели продления этого режима. Хотя повторения осеннего коллапса пока не предвидится, участникам рынка все равно приходится сталкиваться с различными проблемами, пусть и мелкими, но часто возникающими. А это значит, что говорить о полной наладке системы несколько преждевременно.

Генеральный директор ЦВ "Протек" Дмитрий Погребинский добавил к ее словам, что осенью дистрибутору пришлось столкнуться с серьезными сбоями в системе, из–за чего блокировался товар на крупные суммы, а для устранения проблем потребовалось много усилий. Осложнили ситуацию и трудности, связанные с пандемией. В настоящее время компания не испытывает сложностей при работе с системой.

Погребинский_Протек

Однако это далеко не все трудности, связанные с внедрением обязательной маркировки. Напомним, что основными преимуществами ее введения должны были стать эффективность управления остатками лекарственных средств, оптимизация системы их учета, расхода и потребления. Появление в обороте ранее реализованной продукции при этом должно быть полностью исключено. Но производители пока не замечают положительных сторон нововведения. Так, генеральный директор "Биннофарм Групп" Рустем Муратов обратил внимание, что производителям было обещано, что они могут увидеть передвижение ЛС, однако этого не произошло. "Почему мы должны увеличивать свои внутренние процессы на две недели при том, что нам очень важна скорость, если непонятно ради чего мы это делаем?" — задался вопросом спикер. Он добавил, что в группу компаний входят 5 производственных площадок с 50 линиями, и на внедрение маркировки пришлось потратить несколько сотен миллионов рублей.

При этом он полагает, что из-за трудностей с маркировкой больше рискует фармацевтическая розница с большим количеством аптек, нежели производители с дистрибуторами.

Несмотря на то, что большая часть аптек подключены к системе МДЛП, еще остаются аптечные учреждения, которые ей не пользуются, из–за чего проследить движение лекарственных препаратов невозможно, т.к. аптеки принимают товар, но не отправляют сведения в систему. Пример такого недобросовестного отношения привел Дмитрий Погребинский: на Сахалине обнаружены упаковки препаратов, числящиеся в "Протеке", которые ранее были проданы дистрибутором.

ДЕФИЦИТ РАССЧИТАЕТ ФОРМУЛА

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) Тимофей Нижегородцев считает, что цены на препараты в России теперь соответствуют среднеевропейскому уровню, а методику ценообразования на ЖНВЛП можно считать "сбалансированной самонастраивающейся системой".

НижегородцевФАС

При перерегистрации ведомство пересмотрело 12 тыс. цен и снизило цены по более чем 8 тыс. позиций в среднем на 35%.

Тимофей Нижегородцев отметил, что лишь 30 компаний не подтвердили, что будут выпускать препараты по новой цене в прежних объемах. После того как ведомство отправило им повторный запрос, 5 из них решили оставить объем выпускаемой продукции прежним, отказавшись от первоначального решения, остальные решили прекратить выпуск лекарственных средств, однако они сделали это из–за выхода на рынок современных версий препаратов, а не из–за низкой цены.

По словам представителя ФАС России, постановление Правительства РФ №1771 "Об утверждении особенностей государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" позволит повысить цены на исчезающие с рынка лекарственные средства и снизить риск их дефицита. Для того чтобы определить, есть ли такой риск в каждом конкретном случае, в документе прописана специальная формула.

Однако с мнением представителя ФАС согласны не все. Заместитель генерального директора компании "Иммунотехнологии" Иван Глушков обратил внимание, чтоцены по постановлению №1771 повышались из–за возникшей дефектуры, поэтому пока не ясно, способна ли указанная в документе формула предупредить дефицит.

ГлушковНижфарм

Волнует производителей и возможность резкого повышения цен на фармсубстанции. В частности, президент компании "Активный компонент" Александр Семенов отметил, что многим участником рынка пришлось столкнуться с этим в прошлом году.

Андрей Колесников, старший директор по взаимодействию с государственными органами и обеспечению доступа на рынки Teva в России, считает, что для повышения цен можно применить индикативный метод.

"Существуют отдельные пункты процесса, которые требуют доработки: пересмотр величины индекса отклонения, публикация результатов оценки дефектуры в рамках МНН. В целом, в связи с переходом ФАС на индикативный метод оценки стоимости препарата, возможно, пришло время использовать данный метод и для процедуры увеличения зарегистрированной цены, в случае увеличения ее стоимости в референтных странах", — уверен он.

Александр Семенов же полагает, в определенных случаях следует соотносить стоимость лекарственного средства и субстанции.

Однако представитель ФАС обратил внимание, что не у всех участников рынка могут измениться условия поставки сырья.

По материалам конференции "Фармацевтический бизнес в России–2021"

 

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban