29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Управление

Гармонизация товарной номенклатуры аптек. Следующие шаги

Гармонизация товарной номенклатуры и создание единого информационного пространства – задачи сложные, но перспективные. В будущем это позволит оснастить аптеки информационными терминалами, подобными тем, которыми каждый из нас пользовался, например, при покупке железнодорожных билетов на вокзале. Какие следующие шаги на этом пути предстоит предпринять разработчикам проекта?

Василёв Ефтим
Генеральный директор НП содействия разработке программ в области здравоохранения и лекобеспечения «Лингвафарм»

Для решения задачи гармонизации товарной номенклатуры планируется:

  • создать и внедрить единую информационно-справочную систему в области лекарственного обеспечения;
  • осуществить гармонизацию требований к технологическим процессам на всех этапах жизненного цикла лекарственного препарата с учетом международных стандартов, а также использовать международный опыт решения этой задачи.

Специалисты группы компаний РЛС совместно со специалистами «Лингвафарм» рассматривают лекарственные препараты как систему. Прежде всего, это иерархическая классификация и жизненный цикл товара. Управление ценами на лекарственные средства, контроль сроков годности, контроль подлинности препаратов как на этапе приемки, так и на этапе отпуска населению, – это те задачи, для решения которых информационно-поисковая система должна быть построена на определенных принципах. Архитектура таких систем должна обеспечивать как неизменные коды упаковок (для базы данных РЛС это код nomen ID), так и неизменные коды каждой выпущенной в свет серии (мы пришли к выводу, что это должен быть код seria ID). Код seria ID состоит из самой серии, срока годности, номера декларации соответствия и даты выдачи либо срока действия декларации. Назначение данного кода – обеспечить необходимый для всех участников сферы обращения лекарств объем информации о лекарственном препарате. Данный код позволяет осуществить уникальную идентификацию лекарственного препарата на основе внедрения международных стандартов.

Что необходимо сделать, чтобы можно было осуществить процесс гармонизации? Как мы считаем, необходимо в электронных накладных разделить поле «Документ», подтверждающее качество товара. Оно должно содержать набор полей. Должны быть выделены: номер декларации соответствия, дата выдачи либо срок действия декларации.

На сегодняшний день существенно расширен состав устойчивой информации. Уже около полугода нами собирается база данных деклараций соответствия, а также база данных кодов ОГРН, ОКАТО стран и территорий участников сферы обращения лекарств. Уже 9 аптечных сетей предоставляют информацию о своем ассортименте в федеральную общественную систему нормативно-справочной информации (ФОС НСИ).
Для обеспечения 95% полноты реестра товаров в ФОС НСИ достаточно иметь несколько десятков субъектов из разных территорий. В настоящее время в РЛС гармонизируется порядка 240 тыс. серий, что составляет примерно 8% от общего объема серий, присутствующих в настоящее время на рынке.

ФОС НСИ позволяет решать следующие задачи: гармонизация, сериализация, консолидация, верификация, синхронизация, построение матриц состояния сферы обращения лекарств (имеется в виду обеспечение сбора, хранения, обработки данных о лекарственных препаратах, а также об участниках сферы обращения лекарств).
Для процесса гармонизации необходимо выбрать условия по предоставлению данных в едином формате, который описывает лекарственный препарат в электронной накладной. В данном случае необходимыми полями являются: серия, срок годности, номер декларации соответствия, дата выдачи, а также штрих-код.

ФОС НСИ работает на облачной платформе в режиме нормативно-справочной информации как сервис. На сайте «Лингвафарм» можно провести гармонизацию файла товарной номенклатуры, которая есть в аптеке, первоначально зарегистрировавшись. После этого будет предложено загрузить в систему файл. Необходимо, чтобы файл был подготовлен в формате CSV. Далее осуществляется загрузка и последующая обработка информации. После обработки будет предложено либо просмотреть файл на экране, либо сохранить его на локальный компьютер. Примечательно, что ко всем позициям данной номенклатуры будут добавлены единый код серии (seria ID) и упаковки (nomen ID). Также по желанию участника сферы обращения лекарств могут быть добавлены дополнительные поля в данный файл в уже нормализованном виде.

В заключение хотел бы сказать об информационных терминалах в аптеках, которые являются инструментом решения комплекса задач: предоставление информации об ассортименте, количестве товара в аптеке, проверка стоимости медикаментов из списка ЖНВЛП и наличия их в данной аптеке.
Группой компаний РЛС разработан такой информационный терминал. Данную разработку характеризует интуитивно понятный интерфейс и интерактивное диалоговое окно по предоставлению информации о лекарственном препарате на мониторе. Терминал предоставляет аптечному учреждению возможность улучшения качества обслуживания клиентов, экономию времени провизора на консультирование покупателей, а покупателю – возможность в онлайн-режиме проверить, есть ли нужный ему товар в данной аптеке, получить информацию о лекарственном препарате, его стоимости и сравнить ее с ценами на ЖНВЛП (для препаратов из перечня ЖНВЛП).

По материалам круглого стола «Принципы увеличения прибыльности аптечного бизнеса. Поиск точек роста» в рамках апрельской конференции «Аптечная сеть России»

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия