Главная проблема — в падении покупательской способности
Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group
Действительно, в последние годы мы наблюдаем четкую тенденцию в виде, во–первых, "рыночного усиления" сетевых игроков в целом. А во-вторых, среди указанных сетевых участников очевиден более–менее сформированный список лидеров, контролирующих определенные объемы этого самого рынка.
Более того: рыночные позиции аптечных сетей обычно представляются в профессиональных и в целом в деловых изданиях "суммарно по стране", однако от региона к региону "уровень монополизации" может значительно отличаться в ту или иную сторону. И ситуация порой оказывается значительно лучше (или, наоборот, значительно хуже), чем на первый "общефедеральный" взгляд.
Обратите внимание на один любопытный факт: в рейтинге "первой десятки" ведущих аптечных сетей, составленном одним из профессиональных изданий, представлены аптечные сети отнюдь не с самыми низкими ценами. То есть лидеры рынка — это не только и не столько демпингующие дискаунтеры, но и аптечные сети с ценами "выше среднего". Интересная ситуация, согласитесь?
Собственно, разговоры о "чрезмерной монополизации рынка" идут давно и в знаковом законопроекте, который сейчас готовится к реализации в стенах Государственной Думы, эта проблема также рассматривается с определенным набором решений.
Наверное, окажусь в меньшинстве, но не вижу серьезной угрозы для покупателя–пациента именно в этом аспекте — аспекте монополии на рынке аптечной розницы.
Во-первых, есть такое понятие, как ЖНВЛП, — с фиксированными и жестко контролируемыми ценами.
Во-вторых, говорить о том, что какая–то аптечная сеть занимает абсолютно монопольные позиции, не приходится. Да, есть очень сильные и очень мощные игроки, но о полном доминировании, о картельном сговоре в сегменте аптечной розницы речи пока не идет.
В–третьих, продолжают развиваться операторы онлайн–заказа лекарственно–фармацевтической продукции. Да, можно говорить о территориальном покрытии, о скорости доставки, о доставке до ближайшей аптеки, а не до двери, но тем не менее сегмент развивается и многие покупатели-пациенты используют эти возможности, в т.ч. и ради экономии.
В–четвертых, есть программа льготного лекарственного обеспечения. Я всегда достаточно критичен к государственным структурам, но справедливости ради обязан отметить — программа ЛЛО не только существует, она действует. И в любом случае определенная часть наших граждан так или иначе получает от государства необходимые лекарственные препараты.
Мог бы привести еще десяток аргументов, но хотел бы сместить акцент с обсуждаемого вопроса в несколько иную плоскость. Сейчас проблема рядового покупателя-пациента не в монополизации аптечного рынка, а скорее, в падении покупательской способности населения в целом... И любые диалоги на тему "роста цен" я бы начинал именно с этого аспекта.