08.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
08.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Главное, не повторять ошибок последних 20 лет

Главное, не повторять ошибок последних 20 лет

Главное, не повторять ошибок последних 20 лет

Иванова Настасья

Эксперт портала Pharm-MedExpert.ru, гендиректор Национальной Дистрибьюторской компании

В 2010 г. принят и вступил в силу закон «Об обращении лекарственных средств», который принципиально изменил систему регистрации и распространения лекарств в России. Главным событием года стало введение государственного контроля цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), которые пользуются большим спросом у граждан и больше всего влияют на снижение уровня заболеваемости и смертности. Появление на российском фармрынке механизма госрегулирования привело к тому, что на коммерческом рынке тенденцией стало снижение цен, как на указанные препараты, так и на некоторые медикаменты, не попавшие в перечень необходимых. Правда, падение цен не оказалось глобальным и составило по разным оценкам от 4 до 6% (данные Виктора Христенко, которые он огласил на встрече с Президентом РФ – 2%). Несмотря на это, фактор снижения цен в посткризисный период очень показателен, он стал важным катализатором роста рынка, в первую очередь, в натуральном выражении. Не обошлось и без негатива. Госрегулирование оказало влияние на положение всех участников рынка: у аптечных организаций и без того невысокая рентабельность стала ниже, из-за ограничения размера оптовых надбавок пострадали и дистрибьюторы медикаментов, а также некоторые производители, которые не стали регистрировать свои препараты, посчитав это экономически нецелесообразным. Все это произошло потому, что прибыльность продаж лекарств снизилась. Появились и другие проблемы, например, госрегулирование цен привело не только к некоторому сокращению ассортимента, но и к тому, что дистрибьюторы и аптеки чаще начали закупать и продавать наиболее дорогие препараты. Сегодня наибольшим коммерческим интересом у оптовиков и аптек пользуются препараты с максимально высокой зарегистрированной ценой, поскольку абсолютная величина оптовой и розничной надбавки к цене данных препаратов значительно выше, чем у конкурентов. В результате в проигрыше остаются не только потребители, но и отечественные производители, цены которых на аналогичные медикаменты ниже, чем у зарубежных конкурентов. Однако, в целом, государственный контроль над ценами на важнейшие лекарства, безусловно, оказался полезным с точки зрения социальной стабильности.

Законом изменена система регистрации новых лекарств, а также сокращены ее сроки. Сделаны попытки выровнять условия доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей, создать условия для увеличения доли отечественных лекарств на рынке. На это направлена и принятая федеральная целевая программа по развитию фармпромышленности, одной из основных целей которой является значительное увеличение доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке в стоимостном выражении к 2020 г. Закон также предусматривает проведение мониторинга безопасности лекарств, что позволит предпринимать действенные меры по борьбе с некачественными, фальсифицированными и контрафактными лекарствами. В идеале новый закон о лекарствах должен вывести к 2014 г. российскую фармацевтическую промышленность на европейские стандарты качества.

Первые лица государства показали личную заинтересованность в проблемах фармы. Они лично проверяли цены в аптеках, встречались с губернаторами регионов, проводили правительственные заседания, в том числе на тему модернизации объектов здравоохранения, а также многочисленные рабочие совещания по вопросам развития отечественной фармацевтики. Среди особо запомнившихся и концептуальных можно упомянуть совещание по лекарственному обеспечению пенсионеров-льготников в Козельске, на котором Дмитрий Медведев заявил о том, что российская фармацевтика должна выпускать как можно больше отечественных лекарств и заменять ими иностранную продукцию. А также совещание на предприятии «ХимРар», на котором Владимир Путин обсуждал федеральную целевую программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу». Учитывая огромный потенциал нашего фармрынка (несмотря на кризис, рост фармацевтического сектора превышал самые оптимистичные прогнозы), возможно, пришло понимание того, что речь идет не только о государственной лекарственной безопасности, но и об уникальной инвестиционной привлекательности отрасли, которая в ближайшем будущем может стать локомотивом российской экономики. Потенциал роста емкости фармрынка достигается за счет увеличения сегмента рынка, обеспеченного государственными деньгами (ОНЛС и госпитальный сектор), а также увеличения потребления лекарств и парафармацевтики на фоне повышения уровня жизни среднестатистического россиянина. Для примера, в 2005 г. россиянин в среднем тратил 58 долл. на покупку медикаментов, в 2006 г. – 70 долл., в 2008 г. – 67 долл. Сегодня в России потребляется лекарств на 82 долл. на душу населения в год, в то время как в странах Евросоюза, в среднем, 200–250 долл. на душу населения в год, а потребление лекарств в США доходит до 700 долл. У отечественной фарминдустрии есть огромный потенциал для развития, поскольку доля фармрынка в создании ВВП у нас менее 1%. Для примера, в ВВП Евросоюза фарма составляет около 2%. Вывод: любые инвестиции в фармотрасль России окупятся с толикой, даже несмотря на существующие проблемы. Ну а когда ситуация в фармацевтике находится на контроле у руководителей государства и они постоянно об этом напоминают, есть если не уверенность, то достаточно серьезная надежда, что отрасль ждут перемены.

Определяющим для развития отрасли должно стать решение о переводе отечественных фармпредприятий на стандарты качества GMP до 2014 г. Как известно, это не первая инициатива министерства, однако все предыдущие попытки госорганов в 2005 и 2009 гг. обязать производителей перейти на GMP потерпели неудачи. Даже несмотря на увеличение срока перехода на стандарт GMP на два года (с 2012 до 2014 г.), все отечественные предприятия будет невозможно модернизировать в такие короткие сроки. Сегодня только 10% (56 из 454) работают по стандарту GMP, еще 40% ввели его на отдельных участках, 50% даже не начинали переоборудование производств. При этом степень износа основных фондов в российской фарминдустрии составляет 60%. Очевидно, что количество компаний, которые получат лицензии на фармпроизводство после 1 января 2014 г., значительно сократится. Стоимость инвестиций на переход на международные стандарты может составить от 0,5 до 1 млрд долл. Но чтобы предприятия переходили на GMP, необходимо открыть для них выгодные кредитные линии, оказать целевую финансовую помощь. Без масштабной государственной поддержки, как финансовой, так и политической, модернизировать существующие фармацевтические производства под классический стандарт GMP будет очень сложно. Поддержка уже обещана и закреплена ФПЦ по развитию фармпромышленности. Согласно документу, модернизация производств на 75% будет профинансирована государством, оставшаяся часть – частными инвесторами. Финансовая составляющая очень важна, ведь в среднем затраты на обучение персонала и техническое перевооружение лишь одного производства могут составить от 5 до 20 млн долл. А с учетом того, что процесс переоборудования предприятий может занять от трех до четырех лет, начинать его нужно прямо сейчас. В любом случае надо быть готовым к тому, что произойдет следующее: «переход на GMP – вымывание с рынка дешевых лекарств – улучшение качества более дорогих лекарств – рост цен на лекарства». Очевидно, что все затраты в будущем попадут в себестоимость препаратов, российские лекарства могут стать по цене равными импортным, а то и дороже.

Наравне с законом «Об обращении лекарственных средств» появился еще один концептуальный нормативный документ: в конце года Правительство России одобрило новую федеральную целевую программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности. До 2020 г. программой предусмотрено финансирование в размере 188 млрд руб., из которых 122,5 млрд – это средства из федерального бюджета. 154 млрд рублей будет потрачено на научно-технологическое развитие. Государство показало, какие именно деньги готово потратить на развитие современной инновационной фармотрасли, но хватит ли этих средств на модернизацию устаревших производств и строительство новых, на восстановление отечественной исследовательско-экспериментальной базы, большой вопрос. По данным экспертов, в некоторых отраслевых НИИ износ оборудования достигает 80–90%, а «утечка мозгов» не прекращается.

Сегодня очевиден дефицит квалифицированных, высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров. Прогнозы неутешительны, если не проводить решительных действий, не развивать законодательство, не финансировать отрасль, не поддерживать отечественных производителей, а также зарубежных инвесторов, готовых строить фабрики на территории России, не развивать фармкластеры, не вкладывать деньги в разработки собственных лекарств. Т.е. если повторять все ошибки, которые были допущены за последние 20 лет, то и в ближайшее десятилетие Россия так и останется страной, производящей не собственные лекарства, а воспроизводящей лекарства, т.е. дженерики.

В наступившем году население России продолжит покупать больше лекарств вне зависимости от их ценовой категории. Это касается и лекарств дешевых, и лекарств дорогих. Постепенно среднестатистический россиянин увеличивает свой лекарственный бюджет, который еще далек от среднеевропейского, но уже значительно превышает показатели пятилетней давности. При этом если цена на лекарства из перечня ЖНВЛП зафиксирована строго, и роста цен в этом сегменте в течение года не будет, то в оставшемся сегменте коммерческого рынка нас ждут опережающие инфляцию темпы роста цен на препараты. Некоторые причины роста цен: перекладывание производителями части потерянной прибыли (от зафиксированной цены на препараты из списка ЖНВЛП) на лекарства, цены на которые государство не контролирует; модернизация ряда производств в связи с требованием перехода на стандарт GMP (многомиллионные инвестиции будут закладываться в себестоимость препаратов, что, безусловно, отразится на конечной цене); инфляция и возможное изменение курсов валют, ослабление рубля. Несмотря на все проблемы, прогноз роста рынка в 2011 г. будет по-прежнему высоким: 13–15% в рублях. Продолжится работа по развитию региональных фармкластеров, привлечению в Россию крупных иностранных инвесторов, начнется финансирование по ФПЦ по развитию фармпромышленности. Все шаги, направленные на развитие локального фармпрома, которые были сделаны в 2010 г., дадут свои первые результаты.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
   
Статьи рубрики тема номера:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024