К вопросу о небольшой аптеке и дистанционном отпуске ЛС
Преснякова Виктория
Исполнительный директор СРО "Ассоциация независимых аптек", глава Альянса фармацевтических ассоциаций
Старт обязательной маркировки, смена налогового режима, разрешение на дистанционную торговлю лекарственными препаратами и ажиотажный спрос на лекарства вызвали у аптечных организаций массу вопросов. Сегодня аптеки анализируют все форс–мажорные ситуации, делают выводы и меняют свои бизнес–процессы — это хорошо для дальнейшего развития. Однако стабильным настоящее положение дел назвать нельзя.
Малые и средние аптечные предприятия испытывают серьезную налоговую нагрузку. С отменой режима ЕНВД размеры отчислений выросли в 5, а в некоторых регионах и в 10 раз. Немало хлопот доставляет и маркировка лекарственных препаратов. До 1 февраля 2022 года (то есть еще три месяца с небольшим) система действует в уведомительном режиме, но уже с декабря устанавливается административная ответственность за нарушение порядка и сроков предоставления сведений. Однако МДЛП по–прежнему работает нестабильно — возникают различные ошибки, и на устранение всех технических проблем аптеки тратят много времени. Установленные же штрафы за нарушения взаимодействия с маркировкой довольно внушительны, и это вызывает большие опасения на фоне общей ситуации. Если такие штрафы будут применять, то маленькие аптеки в регионах будут вынуждены просто закрыться. Пострадают от этого в первую очередь пациенты.
Что касается именно влияния пандемии, то она ускорила принятие закона о дистанционной торговле лекарственными препаратами. По данным аналитиков, уже 49% россиян бронировали препараты на сайте аптеки или заказывали лекарства с доставкой на дом. Услуга набирает популярность, но лишь в крупных городах. По техническим причинам и особенностям географии в большинстве регионов дистанционная торговля лекарственными препаратами неактуальна. А ведь как раз ждали, что с введением онлайн-торговли лекарства станут доступнее для пациентов в отдаленных уголках страны. Это самое важное, и на это надо обратить внимание не только аптечным сетям, но и провайдерам, которые занимаются доставкой препаратов.
С 1 сентября к онлайн–торговле лекарствами присоединились маркетплейсы. Для реализации препаратов аптекам необходимо заключить договор с торговой площадкой. Доработать программное обеспечение для того, чтобы размещать свой товар на онлайн–витрине. А это дополнительные вложения. Маркетплейсы берут за свои услуги высокую комиссию…
Средние и малые предприятия вряд ли будут использовать такой канал реализации. Да и маркетплейсам неинтересно интегрироваться с маленькими аптеками, куда выгоднее крупные сети. Это одна сторона вопроса, вторая — доставка, которая вызывает опасения. За качество доставляемых на дом препаратов ответственность лежит на аптеке. Однако сам процесс доставки осуществляет сторонняя курьерская организация — и повлиять на ее работу (равно как и ее проконтролировать) у аптеки нет возможности ни де–факто, ни де–юре.
С появлением новых игроков, таких как маркетплейсы и "Почта России", видоизменяется классическая схема взаимоотношений: производитель–дистрибутор–аптека. Происходит изменение клиентского пути при приобретении лекарственных препаратов. Теперь покупатель может сам решать, где ему удобнее купить лекарства: в классической аптеке, которую он знает много лет и ей доверяет, либо забронировать и затем забрать или заказать препараты с доставкой на дом.
В дальнейшем фармсектор продолжит трансформироваться. История с маркировкой, электронные рецепты, лекарственное страхование, расширение аптечного ассортимента товарами для здоровья и многое другое — дорога к классическому европейскому подходу к лекарственному обеспечению. И это действительно правильный путь к цивилизованному и прозрачному рынку. Только на этом пути необходимо учесть все плюсы и минусы. Главное — не навредить ни пациенту, ни аптеке.