К законопроекту о "втором лишнем" нужно подойти внимательно
В 2019 году в правила формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) были внесены существенные изменения, согласно которым рассчитывается цена по всем предусмотренным законом методам, после чего выбирается самая малая цифра. Такой подход зачастую приводит к несостоявшимся торгам, поскольку экстремально низкая цена не соответствует рыночным реалиям. Возможным решением этой проблемы может стать переход на референтные цены.
Согласно приказу Минздрава России №1064н, расчет референтных цен лекарств производится автоматически в рамках одного МНН с учетом эквивалентных лекформ и дозировок, но без учета форм выпуска, что в отдельных случаях приводит к некорректным расчетам и в перспективе — к признанию торгов несостоявшимися. Так, например, лекарственные препараты инсулина могут выпускаться в виде флаконов, картриджей и шприц–ручек, стоимость которых существенно разнится в зависимости от форм выпуска.
Фармпроизводители на протяжении последних лет не раз обращали внимание на эти проблемы и отмечали необходимость совершенствования механизма определения НМЦК, предусмотрев учет форм выпуска при расчете референтных цен. Такой пункт сегодня содержится и в принятом плане выполнения Стратегии "Фарма-2030". Надеемся, что закрепление важности решения вопроса в стратегическом документе даст толчок для соответствующих изменений во благо пациентов.
Сегодня также много говорится о системных шагах по выстраиванию технологически независимой фармотрасли с производством полного цикла: от субстанций до готовых форм. Это действительно основа технологического суверенитета страны и обеспечения лекарственной безопасности наших пациентов.
Однако обсуждаемый законопроект о «втором лишнем» полностью противоречит данному вектору. Какие риски несет этот законопроект?
Во-первых, отмену действующей системы преференций еще до того, как появится и вступит в силу единый акт Правительства РФ о мерах по применению национального режима при осуществлении закупок. В результате более чем на год может возникнуть правовой вакуум, когда действующие преференции будут уже отменены, а новые, предусмотренные законопроектом, еще не вступят в силу. Это может существенно снизить темпы локализации и инвестиций в новые проекты в сфере достижения технологического суверенитета в фармацевтической промышленности.
Второй момент, который важно отметить, — нарушение правопреемственности между действующей и предлагаемой законопроектом моделью преференций для препаратов полного цикла.
Сейчас совокупность применения постановления Правительства РФ №1289 и приказа Минфина №126н позволяет при госзакупках лекарств не только отклонять предложения от иностранных производителей при наличии двух российских, но и предусматривает более дифференцированный подход. А именно ценовые преференции в размере 25% для компаний, ведущих полный цикл производства препаратов на территории стран–членов ЕАЭС, при сравнении с ценой, предлагаемой участником с более низкой степенью локализации только на уровне ГЛФ.
Такой подход привел к повышению доступности лекпрепаратов, так как он стимулирует отечественных производителей разрабатывать собственные субстанции и инновационные продукты и, как следствие, открывает новые возможности для системы здравоохранения.
А вот документ о «втором лишнем» полностью меняет сложившуюся практику и отменяет механизм поддержки в виде ценовых преференций для тех лекарственных препаратов полного цикла, которые сегодня входят в перечень ЖНВЛП, но не включены в список СЗЛС. Хотя действующие меры показали очень хорошие результаты.
На мой взгляд, нужно очень внимательно подойти к обсуждению законопроекта и нивелировать те риски, которые могут создать барьеры на пути достижения технологического суверенитета и стратегических целей "Фармы-2030".