Документ призван установить правила прозрачных, добросовестных и коммерчески обоснованных взаимоотношений между участниками фармацевтического рынка. Принять Кодекс станет сильным маркетинговым ходом и делом чести, убеждены эксперты темы.
В прошлом году в "День конкуренции", который проводился в Санкт–Петербурге, одной из главных тем обсуждения стал Кодекс поведения автопроизводителей, разработанный Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) и принятый в декабре 2013 г. Его подписали большинство автопроизводителей, работающих в России. Документ затрагивает основные вопросы взаимодействия между дилерами и автопроизводителями. Кодекс написан по рекомендации ФАС России и призван урегулировать многочисленные конфликты между дилерами и автопроизводителями. Этот документ стал своего рода примером для создания Кодекса поведения производителей лекарственных средств. Инициатором также выступил антимонопольный орган, а точнее его глава Игорь Артемьев, за разработку взялся комитет по здравоохранению и фармацевтике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Работа над документом продолжается почти год и близка к завершению. Как обозначено в проекте документа, который был представлен широкой публике в мае этого года на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении при ФАС России, "участники Кодекса видят возможность внедрить в практику работы положения Кодекса к 1 января 2016 года". Кодекс — документ декларативный и не станет обязателен к исполнению. Принятие его правил поведения является абсолютно добровольным побуждением фармацевтической компании.
Не стоит забывать, что с 1 января 2016 г. фармацевтический рынок ждет эпохальное событие: рынки, в т.ч. лекарственных средств и медицинских изделий, России, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии начнут работать по единым правилам в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До сих пор проходят согласование документы так называемого второго уровня, призванные обеспечить гармонизацию государственных фармакопей государств–членов; единые принципы проведения доклинических и клинических исследований; единые требования к регистрации и экспертизе, а также к реализации лекарств и их производству в соответствии со стандартами GMP, утверждаемыми Евразийской экономической комиссией. Насколько Кодекс поведения поспособствует гармонизации отношений на общем рынке, покажет время.
КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАТРАГИВАЕТ КОДЕКС
Несмотря на существование надлежащих практик в отдельных сегментах российского фармацевтического рынка (производственная практика, дистрибуторская, аптечная и др.), сказать, что рынок живет надлежащим образом, нельзя. Руководствуясь общими интересами бизнеса, фармпроизводители объединяются в различные ассоциации, но мотивы пребывания в организации у каждого свои. Много создано внутренних правил поведения фаркомпаниями, провозгласившими саморегурирование, которое порой используется не по назначению. Создать Кодекс, который объединит бизнес–интересы и правила этического поведения на рынке, сложная задача.
Эксперт Темы Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, убеждена, что "подписание Кодекса — это сильный маркетинговый ход для участников, присоединившихся к этому соглашению. Они сразу продемонстрируют свою готовность вести добросовестный бизнес. Неважно, как они его на самом деле ведут, но они демонстрируют готовность вести его респектабельно".
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев отмечает, что неудовлетворенность фармацевтическим рынком выражают все его участники. "Говорить о том, что нам удалось построить в России практику, построенную на лучших примерах, не представляется возможным", — сказал глава ФАС России. Основные проблемы фармацевтического рынка, существующие на сегодняшний день, — это недобросовестная конкуренция между производителями лекарств, отказ от конкуренции, экономически необоснованное ценообразование и коррупция. В докладе ФАС России о развитии конкуренции на отечественном фармацевтическом рынке указаны обстоятельства, препятствующие развитию этого явления: недостатки нормативного регулирования фармацевтического рынка; некорректное взаимодействие производителей и дистрибуторов лекарственных средств с медицинскими работниками и должностными лицами; наличие эксклюзивных соглашений между производителями и дистрибуторами лекарственных средств.
По мнению ФАС России, заключение соглашений об исключительном праве дистрибутора на распространение лекарственного средства, не имеющего заменителей; отсутствие у производителя лекарственных средств коммерческой политики, определяющей основы взаимодействия с дистрибуторами, критерии их отбора; участие представителей производителей лекарственных средств в составлении заявок на приобретение лекарственных средств для государственных (муниципальных) нужд и соответствующей технической документации и др., — подобные действия производителей и дистрибуторов лекарственных препаратов свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства.
Желание игроков фармацевтического рынка выработать общие правила взаимодействия подвигла их принять участие в работе над текстом Кодекса, основная задача которого — создание условий для разработки и использования внутренних правил в целях саморегулирования фармацевтического бизнеса на территории РФ, а также выработка справедливых правил конкурентного взаимодействия на рынке. Кодекс затрагивает наиболее существенные вопросы взаимоотношений между фармпроизводителями и дистрибуторами (формирование внутренних политик участников, публично доступные и прозрачные правила отбора дистрибутора, работа с неограниченным количеством участников, с партнерами, отобранными в рамках публичного конкурса, коммерческие условия поставки продукции, недопущение завышенных цен, условия оплаты). В проекте Кодекса отражены такие вопросы, как договорные взаимоотношения производителя с покупателями, приведены категории покупателей, недопущение предоставления недостоверной информации при госрегистрации цен на продукцию, порядок взаимодействия с врачебным сообществом, государственными органами, пациентскими и общественными организациями, мониторинг безопасности продукции, гармонизация инструкций по медицинскому использованию оригинальных лекарственных препаратов и воспроизведенных ЛС (должны соответствовать инструкциям страны–производителя лекарственного препарата).
На сегодняшний день предложения и замечания к проекту Кодекса продолжают поступать в Рабочую комиссию АЕБ. Не все из них, как признался один из наших экспертов Виталий Дианов,руководитель антимонопольной группы "Гольцблат BLP", конструктивны и направлены на "сглаживание острых углов, скорее они могут привести к конфронтации". Он надеется, что ФАС взвешенно оценит все поступившие предложения относительно положений Кодекса.
НА ДОБРОВОЛЬНЫХ НАЧАЛАХ
К Кодексу поведения может присоединиться любой производитель, независимо от страны происхождения, обязующийся соблюдать правила Кодекса и заинтересованный в добросовестном ведении бизнеса. Единственное исключение — документ не распространяется на производителей медицинской техники и субстанций. "Рынки медицинских изделий и субстанций регулируются разным законодательством и имеют свои нюансы, — комментирует ситуацию Франк Шауфф,генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). — Компания, присоединившаяся к Кодексу, сможет при желании распространить его действие и на медицинские изделия, а также на субстанции, указав об этом в декларации о присоединении".
Разработчики документа надеются, что как можно больше участников рынка подпишут этот документ, устанавливающий единые правила игры и поведения. Членство добровольное, не ограничивается только участниками Ассоциации европейского бизнеса. Присоединение к Кодексу будет осуществляться через подписание декларации и размещение информации об этом на сайтах компаний и АЕБ.
Председатель комитета АЕБ по фармацевтике и здравоохранению, председатель совета директоров ООО "Ново Нордиск" Сергей Смирнов считает одной из главных целей Кодекса минимизацию количества нарушений антимонопольного законодательства представителями фармацевтического сообщества.
"Нам крайне важен конструктивный диалог между индустрией и ФАС. Было много судебных разбирательств между фармкомпаниями и ФАС. Нам всем надо четко понимать правила, по которым мы можем работать, и донести нашу позицию до антимонопольной службы, — говорит С. Смирнов. — После разработки собственного кодекса поведения в отрасли станет проще работать и легче находить общий язык с Федеральной антимонопольной службой России".
Главное, чтобы взятые на себя фармпроизводителями добровольные самоограничения выполнялись, а присоединение к Кодексу поведения не свелось лишь к формальному заявлению о готовности вести бизнес прозрачно.
Хотя антимонопольное ведомство не даст возможности расслабиться. Говоря о влиянии Кодекса поведения на фармрынок, Тимофей Нижегородцев,начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России, отметил, что ведомство "приветствует всякого рода саморегуляционную деятельность и рассчитывает на то, что она будет реализована, но, как и всякий надзор, конечно, не оставит без внимания деятельность компании только потому, что она решила взять на себя какие–то самоограничения. Мы руководствуемся принципом "доверяй, но проверяй".
Что ж, время покажет, останется ли кодекс только "бумагой", декларацией, используемой фармпроизводителями для своих PR–компаний, как считают одни эксперты, или станет этической нормой поведения... В любом случае, в большинстве своем участники фармацевтического рынка склонны верить, что это еще один повод объединиться, а потребителям остается надеяться, что это еще один шаг на пути к цивилизованному рынку, который так и не удалось еще создать.