03.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
03.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

"Конец маркетинговым уловкам"

Главная задача ФАС в том, чтобы обеспечивать здоровую конкуренцию на фармацевтическом рынке и тем самым увеличить доступность лекарственных средств для населения. 

Нижегородцев Тимофей
Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России

Так сложилось, что, если сравнивать цены на одни и те же препараты в России с ценами в странах со схожей экономикой, в нашей стране они завышены.

Наиболее распространенным нарушением в области конкуренции остается регистрация необоснованно завышенных цен на жизненно важные препараты (в сравнении с референтными для нас странами). Только за прошлый год нам удалось в общей сложности снизить 444 цены, которые были завышены в 2–10 раз при первоначальной регистрации. Причем снижение цен происходило на добровольной основе.

Если говорить об отказах с нашей стороны в согласовании проектов предельных отпускных цен на ЖНВЛП, их основная причина заключалась в неправильном расчете цен самими производителями. То есть расчет осуществлялся в противоречии с требованиями, установленными методикой и правилами.

Новая методика заключается в переходе с затратного метода на индикативные параметры. Раньше цены устанавливались производителями на основе анализа себестоимости, что было неточно, трудоемко и не исключало коррупционных рисков.

Сегодня новая методика вводит расчет цен на основе объективных индикаторов, которыми нельзя манипулировать. Это позволяет сформировать более прозрачную и необременительную систему ценообразования. Прежде всего, речь идет о сравнении цен препаратов, зарегистрированных в России, с их ценами в референтных странах.

Следует отметить, что сократился и сам перечень референтных стран. Теперь их 12. Мы исключили из него страны с устойчиво высокими ценами и нестабильными системами ценового регулирования. Кроме того, согласно новым правилам, в случае если воспроизведенный препарат первым регистрирует свою цену, то цена на референтный препарат при выходе на рынок не может быть выше нее.

Также вводится дифференциация понижающего коэффициента для воспроизведенных препаратов и уровня индексации в зависимости от ценовой группы референтных лекарств. При этом преимущества предоставляются для первых воспроизведенных препаратов, дешевых препаратов, лекарственных средств стоимостью менее 500 руб. и биоаналогов.

То есть мы уходим от единого уровня понижающего коэффициента и индексации, которые использовались ранее и, как правило, приводили к повышению цен на дорогостоящие воспроизведенные препараты и к нерентабельности производства дешевых дженериков.

Новые правила призваны положить конец и некоторым маркетинговым уловкам производителей. Например, нельзя будет продавать один и тот же препарат по разной цене лишь потому, что он по–разному расфасован. Теперь в рамках одного регистрационного досье устанавливается единая цена на одну и ту же лекарственную форму, дозировку и общее количество в потребительской упаковке.

Исключение составляют случаи, когда минимальный уровень цен референтного препарата на различные формы выпуска в других странах отличается больше чем на 10%. В этом случае мы принимаем эту разницу во внимание и можем зарегистрировать разные цены. Но если она не достигает 10%, то устанавливается единая цена.

Большой пласт работы предстоит проделать, когда будет запущен процесс пересмотра цен на жизненно важные препараты. Соответствующий законопроект уже был принят Государственной Думой в первом чтении. Мы надеемся, что в скором времени он будет одобрен Президентом. Законопроект предусматривает пересмотр более 30 тыс. цен на препараты из перечня ЖНВЛП и их перерегистрацию по единым требованиям.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024