Консультация специалиста была и остается необходимой
Преснякова Виктория
Директор СРО "Ассоциация независимых аптек", глава Альянса фармацевтических ассоциаций
Безусловно, изменило аптечный ритейл и разрешение на дистанционную торговлю лекарственными средствами. Аптечные сети всей страны получали и получают разрешение на этот вид деятельности...
С 1 сентября, наконец, и небольшие аптеки смогут расширить свои возможности через реализацию лекарств онлайн. Ведь из правил получения лицензии на дистанционный отпуск лекарственных препаратов исключается требование иметь не менее десяти аптек и собственный сайт в интернете. Это предложение внесла и отстаивала Ассоциация независимых аптек.
Онлайн–торговля пока набирает обороты. По данным аналитиков, в июне онлайн-отпуск лекарств составил 9% от общего объема реализации, а в некоторых регионах и аптечных организациях этот показатель доходит до 30% и даже до 50%. Как следствие, растет и конкуренция: на лекарственный рынок приходят новые сторонние игроки с наработанными технологиями, большой клиентской базой данных и четко выстроенной логистикой.
С 1 сентября безрецептурные лекарственные препараты будут представлены и на маркетплейсах. Однако ответственность за условия хранения, транспортировку и качество фармацевтической услуги по–прежнему остается за аптечной организацией. Даже если медикаменты были куплены на сайте партнера и доставлены курьерскими компаниями. Поэтому при заключении договоров с агрегаторами и маркетплейсами нужно быть особенно внимательными.
Качество и срочность доставки лекарств на дом играют жизненно важную роль. Аптекам, как никогда, необходимо проявить гибкость, скорректировать свои рабочие процессы, чтобы идти в ногу со временем и оставаться на плаву. Удобные онлайн–продажи — первый шаг в этом направлении. В то же время при внедрении любых цифровых технологий и их развитии необходимо строго соблюдать правило "не навреди", сформулированное еще в античные времена!
В ближайшее время можно ожидать более тесную интеграцию фармотрасли с другими секторами. Но несмотря на всеобщую модернизацию и цифровизацию, классическая аптечная розница останется и будет развиваться. Личное общение со специалистом и грамотное фармацевтическое консультирование были и остаются необходимыми для покупателей-пациентов.
Классическая аптека может предложить им полный ассортимент лекарственных средств, как рецептурных, так и безрецептурных, а также проконсультировать по особенностям применения препаратов. В маркетплейсах такой возможности нет и не будет. К тому же, отмечу, что онлайн–бронирование с покупкой медикаментов в выбранной аптеке пользуется сегодня бóльшей популярностью, чем доставка на дом. Специализированные сайты помогают пациенту в полной мере получить информацию о наличии лекарства в той или иной аптечной организации, а также о диапазоне цен на него. Это делает процесс приобретения достаточно быстрым, что при нестабильной эпидемиологической обстановке очень важно.
Что касается деятельности "Почты России" на фармацевтическом рынке, то, на мой взгляд, существенных изменений с ее приходом не произойдет. В рынке есть наработанные схемы сотрудничества и взаимодействия между субъектами, и они доказали свою эффективность. Переключаться нет особого смысла, ведь почтовый оператор вряд ли сможет предложить лучшие условия, такие как скорость доставки, расширенный ассортимент, выгодные цены. Однако большой плюс почтовой компании в том, что у нее есть возможность обеспечить доступность лекарств в отдаленных населенных пунктах. Логистика в этом случае дорогая, а отделения связи в малых городах и поселках, как правило, есть (соответственно, расходы на доставку окажутся меньше, чем у дистрибутора). Если доставка будет осуществляться качественно и в срок, с соблюдением правил хранения и транспортировки, то для почтового оператора это станет большим плюсом.
Онлайн–торговля развивается, но и аптечная деятельность тоже. Изменяются бизнес–процессы, появляются новые программы лояльности... Однако аптека дает покупателю–пациенту самое главное — консультацию специалиста и знания о том, как правильно применять необходимое в данной ситуации лекарство. Отзывчивость и внимательность к покупателю-пациенту со стороны специалиста первого стола также всегда будут залогом успешного развития для аптеки.