21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Кредит доверия есть. А кредит денег?

В рамках выставки «Аптека-2011» состоялось заседание секции «Аптечная сеть России – начало перемен». По официальным данным органов статистики, на конец 2011 г. рентабельность аптечных предприятий в Москве была –2,4. Тогда как еще в конце 2010-го отмечалось +0,1. «Аптеки: жизнь взаймы» — так назывался доклад Сергея Шуляка, генерального директора компании DSM Group. Он процитировал название известной книги Э.М. Ремарка. Сюжет ее печален.

В рамках выставки «Аптека-2011» состоялось заседание секции «Аптечная сеть России – начало перемен». По официальным данным органов статистики, на конец 2011 г. рентабельность аптечных предприятий в Москве была –2,4. Тогда как еще в конце 2010-го отмечалось +0,1. «Аптеки: жизнь взаймы» — так назывался доклад Сергея Шуляка, генерального директора компании DSM Group. Он процитировал название известной книги Э.М. Ремарка. Сюжет ее печален. Зная о своей обреченности, герои упивались жизнью самозабвенно, не думая о часе расплаты. Но реальность не всегда щедра на лендлизы (от англ. lend – «давать взаймы» и lease – «сдавать в аренду, внаем». – Прим. ред.).

Шуляк Сергей Александрович
Генеральный директор компании DSM Group

На фармацевтическом рынке жизнь всегда сложная, и прошедшие годы не исключение.

Если раньше фармрынок имел рост 35–40%, то в 2010 г. рост был всего лишь 5%, в 2011-м чуть лучше – 11–12%, но в реальных рублях – это немного.

Растет или падает потребление – к этому надо относиться философски. Есть маленький положительный момент, который происходил в августе-сентябре 2011 г., когда стали расти продажи. Что спровоцировало рост рынка в августе, чего раньше не наблюдалось?

Есть несколько гипотез появления положительных темпов прироста. Первая – это рост курса валют.

Темп роста бивалютных корзин (операционный ориентир курсовой политики Центробанка России, введенный 1 февраля 2005 г. для определения реального курса рубля по отношению к основным валютам – доллару и евро. – Прим. ред.) был обусловлен, в частности, повышением курса рубля относительно названных валют. А наше население научено горьким опытом кризиса 2009 г., когда вслед за ростом доллара и евро увеличились цены на лекарства. И те, кто страдает хроническими заболеваниями и постоянно принимает необходимые препараты, стали закупать их на ближайшие 3–4 месяца.

Гипотеза №2 – заболеваемость. В июле-августе 2011 г. произошел рост острых кишечных инфекций на 31,7%, а также острых инфекций верхних дыхательных путей – на 17,7% (было тепло, но спровоцировать их могли задымление атмосферы вследствие пожаров). Как ни странно, увеличились и случаи острых гепатитов – на 8,8%.

Третья гипотеза – снижение цен в результате ценовой войны между дистрибуторами и аптеками. Несмотря на то, что с начала 2011 г. цены плавно росли, в августе они резко упали на несколько процентов. Это обусловлено тем, что потребление в летний период очень сильно снизилось, и все увидели негативные показатели по своей деятельности, в частности, у дистрибуторов образовался очень большой запас лекарственных препаратов. Чтобы оправдать свою деятельность и продемонстрировать эффективность, были сброшены цены. Но к сентябрю цены пошли вверх, потому что на отрицательной рентабельности и полной убыточности долго работать невозможно. Издержки надо как-то оплачивать.

На 2% выросли цены на препараты, входящие в список ЖНВЛП, и на 6,6% – на препараты, в него не входящие. То есть денежное выражение лекарств, не входящих в список ЖНВЛП, растет быстрее.

Отмечу, что может влиять на рост цен препаратов, входящих в список ЖНВЛП. Это своеобразная методика фиксации цены, которая учитывает средневзвешенный курс валюты на момент регистрации. Соответственно, по причине колебания цена на, казалось бы, фиксированные препараты также может колебаться.

Стоимостный объем ЖНВЛП вырос за год всего на 10% , а не ЖНВЛП – на 14%. Здесь логика простая: индекс цен вырос, и, соответственно, вырос стоимостный объем.

Если говорить о натуральном обороте, то больше всего «упали» препараты не ЖНВЛП –1,3%) в упаковках. А ЖНВЛП – всего лишь на –0,3%.

Препараты же рецептурного отпуска растут быстрее как в деньгах, так и в упаковках. Это связано с тем, что средняя стоимость на препараты рецептурного ряда практически в три раза выше, чем безрецептурного. И, соответственно, любое повышение потребления в упаковках ведет к повышению потребления и в рублях.

Что касается отечественных и зарубежных препаратов, как ни странно, прирост объема продаж отечественных препаратов выше, чем импортных. А именно – потребление российских препаратов выросло на 18%, импортных же – на 10%.

В то же время потребление в упаковках отечественных препаратов снизилось (прирост натурального объема российских продаж составил –1,7% против импортного в –0,3%). Это говорит о том, что средняя стоимость российских препаратов неуклонно растет: доля отечественных препаратов в стоимостном выражении 24% и 61% – в натуральном. По сути, в этом нет ничего плохого. Как известно, много денег инвестируется в развитие российского локального производства – порядка 3 млрд долл. за пять лет. В 2011 г. инвестировано порядка 700 млн долл. в строительство различных площадок на территории России. И понятно, что «отбить» такие деньги, выпуская анальгин за 3 руб., не потребляемый в мире, практически невозможно. Интересный пример. Продажи в 2011 г. пяти популярных наименований традиционных российских ЛП – уголь активированный, корвалол, тауфон, диазолин, валидол – сократились на 26 млн упаковок. Думаю, что в дальнейшем мы также будем видеть снижение потребления таких исконно традиционных российских препаратов. Таким образом, будущее за производством более эффективных, а следовательно, более дорогих препаратов.

В связи с тем, что потребление препаратов замедлилось, рынок практически не растет, инвесторы теряют интерес вкладывать деньги в розницу, в производство. Что сейчас присуще аптечному рынку? Слабая инвестиционная привлекательность, низкая концентрация аптек, дешевый «входной билет», замораживание сделок M&A (от англ. Mergers and Acquisitions – «слияния и поглощения». – Прим. ред.), ценовая конкуренция, которая губит весь фармацевтический рынок. Есть такое общее заблуждение, что снижение цены приведет покупателя в аптеку.

Концентрация аптек по субъектам РФ, конечно же, неоднородна и зависит от плотности населения. Рейтинг субъектов Федерации по количеству аптек таков. Так, если в Смоленской, Костромской, Орловской, Ивановской, Курганской обл., в Бурятии по 220 аптек, то уже в Башкортостане и Самарской обл. – по 1600, в Красноярском крае и Московской обл. – по 2000, а в Москве – 4050.

Рейтинг же субъектов Федерации по плотности аптек следующий: в Амурской, Пензенской, Томской обл., республиках Мордовия и Марий Эл – по одной аптеке на 1060 чел. В Курганской, Ивановской, Челябинской обл. на одну аптеку приходится по 4500 чел.; в Свердловской, Тюменской обл. – по 7960 чел.

В среднем получается, что на одну аптеку по России приходится 2755 чел. (что соответствует уровню Санкт-Петербурга и несколько менее – Москвы).

На данный момент сетевые аптеки преобладают, и интересная деталь: наиболее популярное количество точек в небольших аптечных сетях – это три либо пять. Практически вы не встретите аптечную сеть, состоящую из двух или четырех точек, потому что тот, кто открыл вторую, думает уже о третьей, а где четыре, там уже и пять. Это закон развития бизнеса.

Средний уровень оборота продаж аптечного учреждения по России – 790 тыс. руб. По рейтингу регионы распределились так: Амурская, Томская, Пензенская обл., республики Мордовия и Марий Эл – по 210 тыс. руб. Санкт-Петербург и Челябинская обл. – 1,2 млн руб., Тюменская, Свердловская обл. – 1,4 млн руб., Москва – 2 млн руб.

Рейтинг аптечных сетей по обороту за 2010 г.: «36,6» – 14,8% (прирост –12%), «Ригла» – 12,5% (+6%), «Имплозия» – 9,6% (+10%), «Фармакор» – 8,5% (–4%), «Радуга» – 6,4% (+17%), ГУП «Столичные аптеки» – 6,2% (+5%), «Старый лекаръ» – 5,8% (+25%), «Фармимпекс» – 5,0% (+50%), «А5» – 4,9% (+39%), «Доктор Столетов» – 4,6% (0%).

Если говорить о концентрации ведущих аптечных сетей (TOP-10), за 2010 г. их доля по обороту была лишь 14,9%. В таком насыщенном рынке, как московский, TOP-10 составляет лишь 30%. Это аптеки «36,6» (5,5%), «Столичные аптеки» (4,4%), «Ригла» (4,2%), «Старый лекаръ» (4,1%), «А5» (3,3%), «Самсон-Фарма» (2,6%), «Мособлфармация» (2,5%), «Доктор Столетов» (1,3%), «Гексал» (1,2%), «Первая помощь» (0,9%). То есть нельзя говорить о существовании очень жесткой конкуренции. Даже если в одном доме располагаются две аптеки двух известных брендовых марок, то все равно влияние их друг на друга очень минимально. Жесткая концентрация начнется, когда TOP-10 будет составлять более 70%.

Важная тема – взаимосвязь дистрибуторов и аптечных сетей. Среди руководства дистрибуторов часто слышится мнение, что розничный аптечный рынок невыгоден, есть много других интересных проектов, куда можно вкладывать деньги. И это не фармацевтический ритейл. Даже если рентабельность в рознице выше, чем у дистрибуторов, все равно на большом обороте дистрибуторы зарабатывают больше.

Надо заметить, что рекламные бюджеты растут быстрее рынка. Напомню, что в 2010 г. рынок вырос всего лишь на 5%. В 2011-м – около 12%. А если посмотреть, как росли рекламные бюджеты фармацевтических компаний, то эти бюджеты росли в три раза быстрее к аналогичному периоду предыдущего года, нежели продажа лекарственных препаратов. Среди ведущих рекламодателей есть как российские производители («Эвалар» и «Фармстандарт»), так и зарубежные, но отечественные тратятся на рекламу гораздо серьезнее, чем их иностранные коллеги. Так, в категории «лекарства» названные российские фирмы занимают первое место по суммарному вкладу (8% против 3% фирмы Nicomed).

Суммарный рекламный бюджет в СМИ составляет 122 млрд руб. за вычетом НДС. Доля же «лекарственных препаратов» – 10,2% общего объема рекламы. На рекламу производитель тратит больше, чем потенциально зарабатывает дистрибутор.

С аптеками ситуация лучше, т.к. валовый доход за полгода – 25,7 млрд руб. Но если разделить на шесть месяцев и на существующее количество аптечных учреждений России (51 500), то получится 83 тыс. руб., и то валового дохода, из которого много еще что нужно вычесть. Таким образом, одна аптека зарабатывает меньше 100 тыс. руб. Закон «у кого деньги, тот и правит бал» актуален и для фармы. Соответственно, те фирмы, которые не скупятся на рекламу и медицинских представителей, конечно же, влияют на продвижение препаратов и на формирование спроса потребителя.

Есть препараты, где дистрибуторы «зарабатывают» больше, чем тратят производители. Это, например, арбидол, линекс, релиф, мезим форте. Но все же общая тенденция такова, что концентрация денег находится на стороне производителя.

Прогноз на 2012 г. – даже на фоне падения курса евро – кажется оптимистичным. Как бы нас ни приравнивали к торговому рынку по классификатору, мы торгуем лекарственными препаратами. И государство, коль скоро призвано контролировать и регулировать, должно заботиться о том, чтобы не страдал рынок, и не приходилось бы «жить взаймы».

По материалам секции «Аптечная сеть России – начало перемен», выставка «Аптека-2011», декабрь 2011

Специализированные
мероприятия