22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Куда ведет частно–государственное партнерство?

Шесть лет прошло со дня выхода Федерального закона от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ-94), упорядочивающего отношения между государством и бизнесом в области здравоохранения, — документа, который был призван стать основой такого сотрудничества.

Подведем предварительные итоги его реализации при участии заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова.

Мантуров Денис Валентинович
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

Поскольку существующая в настоящее время система здравоохранения в Российской Федерации более чем на 90% представлена государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, государство является основным инвестором для частных партнеров и, соответственно, определяет правила игры в этих взаимоотношениях. Казалось бы, здесь интересы государства очевидны и продиктованы необходимостью получить максимальные результаты, а там, где это возможно, – и выгоду от финансовых ресурсов, вложенных в медицинские бизнес-структуры. Более того, интересы государства вполне естественно должны идти дальше и давать не только ответ на вопрос, как обеспечить наиболее выгодное вложение собственных средств, но и как при этом обеспечить отечественному здравоохранению инвестиционную привлекательность.

Главное достоинство закона о частно-государственном партнерстве заключается в создании условий для обеспечения жесткого контроля над расходованием государственных (муниципальных) финансовых ресурсов.

Стартовую работу по их реализации должны проводить органы государственной и муниципальной власти на местах. С их помощью можно показать проблему властным органам и убедить их в необходимости ее решения.

Всем – в ВТО

С точки зрения принятой Российской Федерацией в 2009 г. Стратегии, большинство европейских фармацевтических компаний вписываются в требования, предъявляемые к странам – членам ВТО. В настоящее время многие иностранные производители, желавшие прийти на российский рынок, уже сделали заявки о необходимости производства лекарственных средств на территории нашей страны. Объем инвестиций, продекларированный ими на ближайший период, составляет 1,2 млрд долл. США.

Для отечественных компаний предусмотрена государственная инвестиционная программа, в рамках которой намечено выделить до 2020 г. 180–200 млрд руб. Механизм частно-государственного партнерства предусматривает организацию конкурсов по широкому спектру тематик.

Формально это должно происходить так. Приходя на конкурс, разработчики и производители имеют возможность получить государственную поддержку. С ними (юридически зарегистрированной организацией) подписывается контракт, в рамках которого государство будет софинансировать до 75% в разработку того или иного препарата. Это касается и импортозамещающих лекарственных средств (до 10%).

Причем предполагается финансировать не капитальные вложения в производство препаратов, а лишь в их разработку. Поэтому в таких конкурсах могут участвовать предприятия, располагающие собственными производственными мощностями и лабораторией.

Несмотря на то, что в создание производственной базы у разработчиков заложены определенные средства, направлять их предполагается на модернизацию мощностей государственных предприятий. Но жестких ограничений по участию в капитале предприятий и модернизации чьих-либо мощностей нет. В рамках программы государственно-частного партнерства на конец 2011 г. пока освоено порядка 6 млрд руб.

При этом каких-либо преференций участникам зарубежного фармацевтического рынка не предусмотрено. Они могут лишь создавать научно-образовательные учреждения на территории нашей страны, в которых будут готовиться кадры для разработки медицинских препаратов.

Отечественный рынок медицинской техники находится в худшем положении, чем фармацевтический. Если в прошлом году на рынке фармпрепаратов объем государственных закупок поднялся с 0 до 10%, то в области медицинской техники он сократился с 26% в 2010 г. до 17% в 2011 г.

В настоящее время на отечественном рынке наблюдается спад производства медицинской техники. Притом что, сам рынок расширяется, увеличиваются объемы импортных закупок, производство российской техники, на 80% финансируемое за счет государства, уменьшается.

По большому счету в области медицинской техники предполагается создавать преимущественно совместные предприятия с крупнейшими мировыми производителями: например, по выпуску комплектующих и других видов продукции. На осуществление программы частно-государственного партнерства в этой отрасли израсходовано 60 млрд руб., в т.ч. за 2011 г. – 1,3 млрд руб.

На сегодняшний день со всеми отраслевыми ассоциациями, включая производителей зарубежной медицинской техники, согласован документ. В начале 2012 г. в нашей стране предполагается окончательно утвердить Стратегию внедрения медицинской техники, согласно которой объем выпуска медицинской техники российского производства должен достичь 40%. Относительно же закона о медицинских изделиях следует отметить, что чем больше будет принято документов подобного рода, тем лучше окажется для населения.

Остается надеяться, что объем производства удастся поднять за счет внедряемой системы частно-государственного партнерства.

GMP и Россия

Под стандартом GMP в России предполагается производить препараты, выпускаемые по контрактам с зарубежными предприятиями. Иными словами: те лекарственные средства, на выпуск которых иностранные производители подписали контракт с российскими предприятиями. То есть цех, в котором они изготавливаются, должен соответствовать стандарту GMP (например, по выпуску аспирина). При этом практика показывает: в отношении остальных цехов (производящих, скажем,  ацетилсалициловую кислоту), многие владельцы считают, что этого делать не обязательно.

Окончательный переход российских фармпроизводителей на стандарт GMP предполагается завершить к 2014 г. На сегодняшний день по нему работает порядка 10 предприятий. Для остальных (более 400) предусмотрена процедура постепенного перехода, чтобы этот процесс не оказался слишком неожиданным ни для кого из них.

К 2014 г. необходимо выработать механизм контроля стандартов производства, соответствующих GMP. Предприятия, которые не осуществят такой переход, с 2015 г. будут лишаться лицензии на фармдеятельность по решению суда.

Мы «привязываемся» к европейскому стандарту, т.к. предполагается, что отечественная продукция будет реализовываться именно в этом регионе. Сегодня отечественный стандарт зачастую более строгий, чем в странах Европы. Однако он должен быть гармонизирован с европейским. Что касается фармацевтических кластеров, то не делается разницы между иностранным и российским разработчиком. Главное – они должны соответствовать стандартам предприятий ЕС.

Что будет после «кодеина»

С лета 2012 г. предполагается прекратить производство кодеиносодержащих препаратов. После этого, по мнению государства, предприятия будут развиваться в соответствии «со своими корпоративными стратегиями». Сегодня накоплен «большой» перечень, в т.ч. и через федерально-целевую программу, где определяется, в каком сегменте эти предприятия будут адаптироваться к рынку.

В 2020 г. Россия должна приступить к созданию и производству т.н. инновационных препаратов. Однако главной задачей является разработка и производство препаратов импортозамещения. Поэтому государство участвует в создании как оригинальных, так и импортозамещающих лекарственных средств.

К 2020 г. наша страна выделит 50–60% бюджетных средств на промышленное производство собственных лекарственных средств, включая ЖНВЛС и инновационные лекарственные препараты. Предполагается, что этих средств хватит на создание широкого спектра препаратов: от импортозамещающих до инновационных.

С 2020 г. в стране предполагается выпускать около 100% собственных лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП. Причем схема их закупки может быть одна: государственные структуры у отечественных производителей и разработчиков.

Мы не можем говорить о том, что создадим преференции отдельным производителям. Стоит лишь определить, что является отечественным производителем. Им может быть даже иностранная компания, имеющая производственную базу на территории нашей страны. Сегодня к локальным производителям относятся предприятия, осуществляющие полный цикл: от разработки до производства препаратов.

Однако, наше правительство больше интересует механизм, при котором государство поддерживает отечественные предприятия по выпуску лекарственных средств, мотивируя их выпускать качественную продукцию путем получения гарантированного госзаказа.

Мы не можем создать механизм, стопроцентно гарантирующий закупку того или иного препарата. В этом случае придется отменить ФЗ-94 и забыть о конкуренции. Поэтому на сегодняшний день со стороны государства было сделано все, что только возможно.

На брифинге также прозвучала и оценка обстановки на рынке лекарственных препаратов. Предполагается, что в 2012 г. оборот российского рынка фармпрепаратов составит 10–15% от объемов 2007–2010 гг. Такие резкие скачки объясняются тем, что по ряду сегментов ценообразование регулируется государством. Это обеспечивает доступность лекарств малоимущим категориям населения.

Падение же рентабельности аптек в 2011 г. объясняется необходимостью проведения социальной политики методом «ручного» управления. К сожалению, других механизмов регулировки розничного рынка фармпрепаратов пока нет.

По материалам брифинга «Основные направления стратегического развития фармацевтической и медицинской промышленности на условиях частно-государственного партнерства», ноябрь 2011

Специализированные
мероприятия