29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Льготное лекобеспечение должно стать более оперативным

Доступность лекарственной помощи — это не только наличие аптек и достаточного ассортимента в них. На мой взгляд, необходимо реформировать систему льготного обеспечения: централизованно закупать только дорогостоящие препараты для лечения заболеваний из списка ВЗН.

Елисеева Наталия
Председатель правления Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области, член Альянса фармацевтических ассоциаций

Реестр таких больных выверен и в значительной степени постоянен. Остальное лекобеспечение должно поддерживаться денежным возмещением — либо по линии Социального фонда (он объединил ранее действовавшие ФСС и ПФР), либо из собственных средств покупателя–пациента (5-10% от стоимости лекарства). Тогда и приобретение препаратов станет более рациональным.

Сегодня же заявки на льготное обеспечение медикаментами общей группы (и не только) составляются в конце года на следующий год. Проводятся закупки, потом поставки… Процесс долгий и "неповоротливый". И не всегда наличие больших остатков на ответственном складе говорит о необходимых количествах препаратов и соответствии текущим потребностям пациента.

Меняются стандарты лечения. Врачи увольняются или меняют место работы. Больные покидают регион или наш мир. Поэтому всегда получается, что медикаментов общей группы не хватает. В итоге в аптеках ломают головы над вопросом: как обеспечить пациентов дефицитными позициями? И куда девать ранее поступившие "неликвиды" — или, напротив, "ликвидные" и востребованные препараты, но с истекающими сроками?

Структурированности не хватает и другим аспектам фармпомощи. Так, фармспециалисты все еще не включены в программы привлечения медицинских кадров. А это оплата проезда к месту работы, "подъемные", жилье, "северные" и "дальневосточные" зарплаты. Подобные механизмы поддержки быстро и эффективно решили бы острую проблему с доступностью лекарства в маленьких городах, на селе и в отдаленных районах.

Причина сегодняшних проблем в главном — давно пора вернуть четкое определение статуса аптеки в системе здравоохранения. Если возвращение будет поэтапным, в первую очередь нужно причислять к здравоохранению производственные аптечные организации, а также аптечные учреждения, работающие с "учетными" препаратами (включая те же НС и ПВ). С соответствующими льготами, для удаленных районов — и бюджетами. А в целом должно быть единообразие — регламентация работы по общим нормам и правилам, объединяющая все ведомства, регулирующие и контролирующие в одном правовом поле все субъекты фармотрасли.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"