27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

Льготное лекобеспечение должно стать более оперативным

Доступность лекарственной помощи — это не только наличие аптек и достаточного ассортимента в них. На мой взгляд, необходимо реформировать систему льготного обеспечения: централизованно закупать только дорогостоящие препараты для лечения заболеваний из списка ВЗН.

Елисеева Наталия
Председатель правления Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области, член Альянса фармацевтических ассоциаций

Реестр таких больных выверен и в значительной степени постоянен. Остальное лекобеспечение должно поддерживаться денежным возмещением — либо по линии Социального фонда (он объединил ранее действовавшие ФСС и ПФР), либо из собственных средств покупателя–пациента (5-10% от стоимости лекарства). Тогда и приобретение препаратов станет более рациональным.

Сегодня же заявки на льготное обеспечение медикаментами общей группы (и не только) составляются в конце года на следующий год. Проводятся закупки, потом поставки… Процесс долгий и "неповоротливый". И не всегда наличие больших остатков на ответственном складе говорит о необходимых количествах препаратов и соответствии текущим потребностям пациента.

Меняются стандарты лечения. Врачи увольняются или меняют место работы. Больные покидают регион или наш мир. Поэтому всегда получается, что медикаментов общей группы не хватает. В итоге в аптеках ломают головы над вопросом: как обеспечить пациентов дефицитными позициями? И куда девать ранее поступившие "неликвиды" — или, напротив, "ликвидные" и востребованные препараты, но с истекающими сроками?

Структурированности не хватает и другим аспектам фармпомощи. Так, фармспециалисты все еще не включены в программы привлечения медицинских кадров. А это оплата проезда к месту работы, "подъемные", жилье, "северные" и "дальневосточные" зарплаты. Подобные механизмы поддержки быстро и эффективно решили бы острую проблему с доступностью лекарства в маленьких городах, на селе и в отдаленных районах.

Причина сегодняшних проблем в главном — давно пора вернуть четкое определение статуса аптеки в системе здравоохранения. Если возвращение будет поэтапным, в первую очередь нужно причислять к здравоохранению производственные аптечные организации, а также аптечные учреждения, работающие с "учетными" препаратами (включая те же НС и ПВ). С соответствующими льготами, для удаленных районов — и бюджетами. А в целом должно быть единообразие — регламентация работы по общим нормам и правилам, объединяющая все ведомства, регулирующие и контролирующие в одном правовом поле все субъекты фармотрасли.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma