13.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024 18+
13.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024
// Тема номера

Любые объединения — это инструменты для применения

Сегодняшний рост количества аптек не обусловлен повышением спроса на аптечный ассортимент. Причина наблюдаемой динамики совсем другая — стремление к реорганизации фармрынка. Отсюда и изменения.

Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (Рязанская обл.)

Что ж, кто справится — тот останется. Таковы рыночные условия, и чем они хуже, тем мы сильнее. Но верным является то, что без различного рода консолидации мелкая и даже средняя аптечная розница выжить не сможет.

Если говорить о нашем опыте, то в 2014-2016 гг. помогли ассоциации, взяв на себя функцию по управлению сотрудничеством с производителями (данное направление остается и сейчас, по маркетинговым соглашениям работаем с "ПроАптекой", где нормальные человеческие взаимоотношения и большие возможности для получения приемлемого дохода). В 2017-2018 гг. нас снова поддержали новые отечественные фармкомпании, которые стали работать с небольшими аптечными организациями и при этом предложили высокомаржинальную продукцию.

Названные ресурсы многие аптеки смогли освоить уже полностью, а значит, наступает время более тесной интеграции. Возможны такие варианты, как углубленное сотрудничество с ассоциациями либо качественные управленческие франшизы. Ведь компетенций для конкуренции требуется все больше, но при этом у небольших организаций нет соответствующих резервов. Поэтому прогноз неутешителен: те, кто не объединится в каком-либо формате, будут вынуждены покинуть фармрынок.

Не могу не сказать и о собственно профессиональных (не маркетинговых) ассоциациях, ведь в этом году мы присоединились к РААС. Заинтересовал ряд недавних шагов в развитии данного объединения, и думаю, что всем нам пора браться за руки для того, чтобы регулятор нас увидел и услышал.

А недостаток у аптечных сообществ (независимо от их вида) может быть только один, когда организация–участница подходит к этим форматам неправильно. И выбирает направление сотрудничества совсем не в том ключе, который был бы ей полезен.

Да, ассоциации дают поддержку, но все-таки необходимо понимать: никто за тебя не должен ничего делать. Любые объединения — это инструменты и возможности, а то, как ты сам применяешь их, во благо или во вред, является уже твоей задачей.

Сотрудничаем мы и с интернет–аптеками, в этом партнерстве каждый преследует свои цели: они получают дешевый пункт выдачи, мы — приток информации и новых клиентов, которых оцифровываем и стараемся привлечь в классический, невиртуальный формат.

Объединяться планируем со всеми под эгидой управленческой франшизы, которую активно развиваем с октября, и надеемся со временем сами стать крупным игроком фармрынка, максимально управляемым и прозрачным. Сейчас  наша сеть вместе с франчайзинговыми клиентами составляет 65 аптек.

Хотел бы отметить еще вот что: развитие под воздействием внешних условий действительно имеет место (причем у любой организации), но влияние среды все же не должно быть определяющим. Предприятию важно всегда развиваться самому, в любом экономическом климате. Нужно постоянно совершенствовать свои рабочие процессы, независимо от того, давит ли на тебя какой-то фактор или нет.

Тем более что у локальных форматов есть свои плюсы: проработка коммуникации в малых и средних аптечных организациях является более детальной. Атмосфера дружелюбия и душевности (как в общении с посетителями, так и внутри коллектива) формируется не только по стандарту, но и на практике.

Если соединить системные механизмы крупных сетей с теплом и обаянием небольшой аптеки — получится огромнейшее преимущество в конкурентной борьбе.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Контроль в аптеке: какие вопросы предваряют повестку дня?
 Мнение специалиста

Соколова Елена
Специалист по фармацевтическому порядку СРО "Ассоциация независимых аптек"

О значении самоконтроля и роли индикаторов риска
 Мнение специалиста

Кубрина Таисия
Старший юрист практики "Фармацевтика и здравоохранение" юридической компании "Пепеляев Групп"

Самоконтроль всегда необходим аптеке
 Мнение специалиста

Цыбушкина Элла
Генеральный директор ООО "Фармация" (г. Бор, Нижегородская обл.)

Почему необходима организационно-фармацевтическая работа?
 Мнение специалиста

Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (Рязанская обл.)

Важно не допускать дополнительных психологических нагрузок
 Мнение специалиста

Тиунов Константин
Директор департамента по коммерческим вопросам аптечных сетей "Юнифарма" и "Росаптека"