21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Любые объединения — это инструменты для применения

Сегодняшний рост количества аптек не обусловлен повышением спроса на аптечный ассортимент. Причина наблюдаемой динамики совсем другая — стремление к реорганизации фармрынка. Отсюда и изменения.

Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (Рязанская обл.)

Что ж, кто справится — тот останется. Таковы рыночные условия, и чем они хуже, тем мы сильнее. Но верным является то, что без различного рода консолидации мелкая и даже средняя аптечная розница выжить не сможет.

Если говорить о нашем опыте, то в 2014-2016 гг. помогли ассоциации, взяв на себя функцию по управлению сотрудничеством с производителями (данное направление остается и сейчас, по маркетинговым соглашениям работаем с "ПроАптекой", где нормальные человеческие взаимоотношения и большие возможности для получения приемлемого дохода). В 2017-2018 гг. нас снова поддержали новые отечественные фармкомпании, которые стали работать с небольшими аптечными организациями и при этом предложили высокомаржинальную продукцию.

Названные ресурсы многие аптеки смогли освоить уже полностью, а значит, наступает время более тесной интеграции. Возможны такие варианты, как углубленное сотрудничество с ассоциациями либо качественные управленческие франшизы. Ведь компетенций для конкуренции требуется все больше, но при этом у небольших организаций нет соответствующих резервов. Поэтому прогноз неутешителен: те, кто не объединится в каком-либо формате, будут вынуждены покинуть фармрынок.

Не могу не сказать и о собственно профессиональных (не маркетинговых) ассоциациях, ведь в этом году мы присоединились к РААС. Заинтересовал ряд недавних шагов в развитии данного объединения, и думаю, что всем нам пора браться за руки для того, чтобы регулятор нас увидел и услышал.

А недостаток у аптечных сообществ (независимо от их вида) может быть только один, когда организация–участница подходит к этим форматам неправильно. И выбирает направление сотрудничества совсем не в том ключе, который был бы ей полезен.

Да, ассоциации дают поддержку, но все-таки необходимо понимать: никто за тебя не должен ничего делать. Любые объединения — это инструменты и возможности, а то, как ты сам применяешь их, во благо или во вред, является уже твоей задачей.

Сотрудничаем мы и с интернет–аптеками, в этом партнерстве каждый преследует свои цели: они получают дешевый пункт выдачи, мы — приток информации и новых клиентов, которых оцифровываем и стараемся привлечь в классический, невиртуальный формат.

Объединяться планируем со всеми под эгидой управленческой франшизы, которую активно развиваем с октября, и надеемся со временем сами стать крупным игроком фармрынка, максимально управляемым и прозрачным. Сейчас  наша сеть вместе с франчайзинговыми клиентами составляет 65 аптек.

Хотел бы отметить еще вот что: развитие под воздействием внешних условий действительно имеет место (причем у любой организации), но влияние среды все же не должно быть определяющим. Предприятию важно всегда развиваться самому, в любом экономическом климате. Нужно постоянно совершенствовать свои рабочие процессы, независимо от того, давит ли на тебя какой-то фактор или нет.

Тем более что у локальных форматов есть свои плюсы: проработка коммуникации в малых и средних аптечных организациях является более детальной. Атмосфера дружелюбия и душевности (как в общении с посетителями, так и внутри коллектива) формируется не только по стандарту, но и на практике.

Если соединить системные механизмы крупных сетей с теплом и обаянием небольшой аптеки — получится огромнейшее преимущество в конкурентной борьбе.

Специализированные
мероприятия