24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Малым аптечным предприятиям очень трудно. Но они будут жить

Что поменяла пандемия в работе аптеки? Наверное, она немножко "встряхнула" ситуацию с точки зрения работы с ассортиментом: от наполнения полок зависит очень многое.

Литвинова Мария
Исполнительный директор СРО ААУ "СоюзФарма"

А еще достаточно сильно изменился каждый человек — экстремальные ситуации серьезно влияют на покупательское поведение. Мы это четко заметили, общаясь с аудиторией при выборе тем образовательных мероприятий Ассоциации, —  видим возросшую потребность в изучении компетенций по работе с возражениями, резкими замечаниями покупателей и т.д. Что ж, важно учитывать то, что происходит сейчас и какое–то время еще будет продолжаться в коммуникации провизора и посетителя.

Когда попасть к врачу достаточно сложно, значение фармацевтической помощи становится еще большим. Аптека — друг и помощник, ответственный за лекарственную составляющую лечения и все ее особенности. Именно поэтому проблемы в аптечной организации воспринимаются сейчас острее: если у вас на сегодня нет препарата, а человеку он очень нужен, то он не всегда способен отреагировать в мягкой форме. В связи с этим вопросы стрессоустойчивости сотрудников выходят на первый план. Фармацевтические специалисты всегда были готовы к таким ситуациям, но пандемия все–таки обострила обстановку.

Как выдержать конкуренцию с непрофильными интернет-ритейлерами? Увы, тот момент, когда они были непрофильными, мы упустили, позволив им стать другими. У "Озона" уже есть аптеки, скоро они появятся и у других ИТ–гигантов... В век высоких скоростей все развивается по определенному сценарию. И все время вспоминаются те годы, когда аптека, вынужденная искать дополнительный доход, вышла на другой рынок и стала реализовывать косметику (речь не о лечебной косметике, а о других ее видах). Все косметические магазины тогда выступали против этого. В результате размылись границы аптечной деятельности — ведь в классическом формате это экстемпоральное изготовление лекарственных средств плюс их отпуск, рецептурный и безрецептурный.Только лекарства и ничего другого.

Дистанционная торговля? По сути, это дополнительная услуга действующей аптечной организации, и она включается в лицензию. Доставка. Логистический сервис, который прикручен сейчас к модным технологическим площадкам. Но никто не должен помешать пациенту путем звонка в аптеку попросить, чтобы ему эту услугу оказали.

Некоторые модные тренды немного искажают действительность. Да, есть аптека, да, у нее есть и работа по доставке лекарств. Можно заказать препарат, придя в аптеку, можно воспользоваться гаджетами и сделать заказ на сайте. Но при всем при том аптека остается аптекой! Содержание сайта, работа с маркетплейсами — конечно, дополнительные затраты, а не экономия. Речь исключительно об удобстве для населения: логистика не может быть дешевой. Руководителю аптечной организации не нужно испытывать иллюзий на этот счет. Крайне опрометчиво надеяться на то, что, как только начнешь заниматься дистанционным отпуском, дело тут же пойдет — и придет сто человек сразу...

Пандемия изменила и потребности пациента, обусловленные его физическим состоянием. Переболевших людей достаточно много. Много и тех, у кого появились хронические заболевания, требующие регулярного посещения врача. Поэтому человеку часто удобнее, чтобы аптека располагалась на первом этаже больницы или поликлиники. Можно предположить и такой тренд: аптечные организации — в том числе коммерческие — в крупных городах будут массово переезжать в ЛПУ. Самое главное, чтобы они были обеспечены наличием лекарственных препаратов с приемлемыми ценами.

Давайте посмотрим на рынок неспециализированного интернет–ритейла. Когда в обычном магазине есть мультибрендовый пункт выдачи (т.е. идет сотрудничество не с одним, а с несколькими маркетплейсами), посетителю это очень удобно. Таким подходом может воспользоваться и аптека, если сочтет нужным развивать данное направление. Пусть приходится пользоваться всеми маркетплейсами, но можно вести фармацевтическое консультирование. И те посетители, которые в первый раз пришли исключительно ради интернет–заказа, будут в дальнейшем обращаться за консультацией специалиста. Вокруг все меняется — и к этим изменениям надо быть внимательными. Но нужно посмотреть и на аппетиты некоторых крупных аптечных сетей, в настоящее время имеющих целый ряд крупных задолженностей... Их судьба рискует сложиться весьма печально.

Что касается малых и средних аптечных организаций, которые работают в своих регионах, то здесь самая большая проблема связана с налогами. Мы ощутили большую разницу между ЕНВД и УСН — и многие должны перейти даже не на упрощенный, а на общий режим налогообложения.

Особенно тяжело аптекам в сельской местности — их никто не берется дотировать. А ведь необходимость в аптеке на селе есть! Но долго ли аптечная организация сможет выдержать в нынешних условиях?

Приведу пример: в сельской местности в состав одного юридического лица входит 12 аптек. За счет этого количества товарооборот превысил границы УСН, и теперь нужно переходить на ОСНО. Владелец вынужден закрыть аптеку, потому что налоги просто не потянет. Если начать реорганизацию, то такие действия могут расцениваться как незаконное дробление.

На мой взгляд, сельские аптеки, аптеки в удаленных и малонаселенных районах (речь может идти и о небольшом поселке в Подмосковье, добираться в который достаточно затруднительно) необходимо вовсе освободить от налогов. Потому что они выполняют определенную миссию, очень важную для сохранения здоровья людей. А сейчас такую аптеку будут закрывать — потому что это неизбежность. Но почему нас привели к этой необходимости?

Что будет с малыми аптечными предприятиями? Здесь, к сожалению, все тревожно. Модное слово "экосистема", которое так стремительно ворвалось в нашу жизнь, это никоим образом не о построении комфортной среды для малого предпринимательства. И если весь мир создает экосистему на ИТ–платформах, то у нас они возникают на базе банков. И только потом подтягиваются ИТ. Куда все это приведет?

Нет возможности развития малому предпринимательству, нашему сегменту. Нет! И это общий тренд — не только в аптечном сегменте, не только в фармацевтической отрасли. Малым предприятиям очень трудно. Но они есть. И они будут жить.

Когда начинали действовать маркетинговые союзы, к ним выказывалось определенное недоверие. И тогда все аптеки выбирали, поскольку могли из чего-то выбирать. Ведь финансово–хозяйственная ситуация еще не была такой напряженной, как сейчас. А сегодня смотреть на то, что было ранее успешно, и предполагать, что этот инструмент будет приносить ровно те же результаты, является скорее некоторым заблуждением.

Да, в сложных ситуациях всегда нужно искать дополнительные возможности, тем более, что такой союз не один. Но смогут ли подобные объединения радикально исправить ситуацию в сегодняшнем состоянии фармрынка, когда платежеспособность населения падает, а конкуренция растет и вся обстановка меняется? Большие надежды на это могут тоже стать серьезной ошибкой.

Профессиональные же ассоциации (той направленности, которая отражена сейчас в законодательном определении) продолжают выполнять свою роль, развиваясь как СРО. Да, мы не работаем с маркетингом. Однако профессиональный общественный аудит, закрепленный сегодня в Федеральном законе №248–ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", — это определенная возможность для отрасли стать более компетентной. Защитить себя от многих сложностей, которые возникают, и разговаривать с регулятором на одном языке. Необходимо партнерство, и такое партнерство  пойдет только во благо пациенту. Фармация — ответственная отрасль, и люди должны работать в ней ответственные.

А сейчас просто такой период. Люди с опытом, с энергией, с амбициями — они его пройдут. Главное сегодня — не поддаваться "стадному чувству". "Все побежали — и я побежал"? Подобная тактика может привести к очень серьезным разочарованиям. Как говорил один зарубежный политик два с лишним столетия назад: хочешь повести людей на верную гибель, скажи им, что ведешь их к славе. Поэтому очень важно правильно сориентироваться. И важнее всего — взять себя в руки, отставить тревогу в сторону (как бы это ни было сложно) и заниматься своим делом профессионально. У нас для этого есть все возможности.

Специализированные
мероприятия