"Маркированная" рецептура: чем это грозит
Елисеева Наталия
Председатель правления Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области
Разрешите напомнить, что несоблюдение этого нового требования также может рассматриваться как нарушение порядка внесения информации в инфосистему МДЛП, т.е. регламентироваться нормами КоАП, а именно статьей 6.34 кодекса. Это означает, что за каждый "пропущенный" или с опозданием "отмеченный" рецепт аптеку как юрлицо ожидает штраф в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей. Две-три таких санкции — и небольшое аптечное учреждение (особенно в отдаленном районе) гарантированно перестает существовать.
Конечно, на прошедшем 4 августа вебинаре ЦРПТ по этому поводу давалось разъяснение. "Если на рецепте нет номера, вы заполняете только дату, — успокоил представителей фармрозницы руководитель проекта "Фарма" Алексей Косарев — Все очень просто: что получили, то и заносите. Если информация присутствует, ее надо передавать в систему. Вы полностью дублируете то, что есть на бланке. Вы же сами не придумываете этот номер. Тут ответственность уже не на аптечной организации, а на том, кто этот номер должен был туда вписать, но не вписал".
Но кто же в действительности несет ответственность за организацию предупредительных мероприятий по правильному изготовлению бланков и выписыванию на них лекарственных назначений? Ответ на этот вопрос нужно начать с ряда комментариев.
Во-первых, номер и серия рецепта вносятся типографским способом, как разъяснила фармацевтам и провизорам в письме МЗ РФ за номером 21-4/290 от 9 марта нынешнего года руководитель пресс-службы Минздрава И.А. Финочка.
Во-вторых, согласно указанному разъяснению, если порядок работы с рецептурными бланками (от их изготовления и распределения до хранения и оформления) не сформирован региональными властями, решением данного вопроса занимается руководитель медучреждения. И, по общему правилу, серия бланка должна включать в себя код региона (по двум первым цифрам классификатора ОКАТО). Также серия и номер не могут повторяться в течение одного календарного года.
Естественно, что нумерация рецептов обязательно будет в определенной степени различной, а значит, теряется смысл нумерации как защиты рецепта от подделки и инструмента для компьютерной обработки данных, поступающих в единый центр МДЛП, и исключения ошибок на этом этапе работы с маркированными медикаментами по рецептам.
Поясню на нескольких примерах медучреждений Сахалина:
- в Поронайской райбольнице бланки нумеруются рукописным способом, номера рецептов — шестизначные числа;
- в Анивской райбольнице на бланках ставится серия 64, двузначное число, номера рецептов также шестизначные;
- в медцентрах Южно-Сахалинска серии рецептов — четырехзначные типографские, а номера пятизначные, рукописные.
В других регионах нашей страны коды из ОКАТО нередко сопровождаются буквенными обозначениями. Например, Приморский край — 05ПН, Москва — 45РИ, Новосибирск — А50.
Все вышеперечисленное система маркировки способна воспринять как нарушение, и отпуск рецептурных препаратов с высочайшей вероятностью превратится для аптек в нескончаемый поток штрафов. Со всеми вытекающими последствиями.
Чтобы предотвратить коллапс в аптеках при отпуске медикаментов по врачебным рецептам, мы выдвинули ряд предложений. Во-первых, с 1 сентября вносить в систему маркировки только документы по форме №107/у-НП (т.е. только назначения НС и ПВ). Во-вторых, считать внесение данных отпуска лекарств по рецептам формы №107-1/у неинформативным, необязательным и затратным до введения и "апробации" единообразной системы электронных рецептов. В-третьих, ознакомить работников первого стола с инструкцией по внесению реквизитов рецептов в систему МДЛП:
- требования к нумерации;
- порядок внесения данных на рабочем месте операциониста (как за наличный расчет, так и через регистратора выбытия);
- возможность одномоментно внести номер льготного рецепта и номер рецепта препарата ПКУ по форме № 148-1/у-88, выписываемого дополнительно в бумажном виде для ведения в журнале учета. В настоящее время в "личном кабинете" ЧЗ выбытие препарата из аптеки сопровождается выгрузкой КИЗ и статусом "отпущен по льготному рецепту".
Хочется верить, что инициативы действительно учтены, пусть хотя бы и частично (это можно предположить по официальным разъяснениям федерального Росздравнадзора и самого оператора маркировки от 11 августа).
При этом, как отметили представители ЦРПТ в ходе вебинара, для каждого рецептурного лекарства должен "выбиваться" отдельный чек. А это увеличивает время обслуживания больного и требует дополнительных расходов аптечных предприятий на кассовую ленту. Ни тот, ни другой подход нельзя назвать положительным для фармпомощи пациенту и ее доступности.