27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

Медицина и аптека — это бизнес или все же здравоохранение?

Причина сегодняшних проблем с доступностью медицинской помощи, во многом связанных с кадровым дефицитом, — в том, что регулятор много лет назад снял с себя функцию по достойному обеспечению работы медучреждений, врачей, среднего и младшего медперсонала.

Саверский Александр
Президент Лиги защитников пациентов

Даже "средний" уровень зарплаты врача или медсестры значительно ниже необходимого. К тому же, по данному показателю существует серьезное неравенство. В одном регионе у терапевта одна зарплата, в другом — вдвое меньше, при этом нагрузка и обязанности одинаковы. Иногда подобное наблюдается в пределах одной и той же медорганизации. К сожалению, приходится констатировать: из медицины сделали бизнес. И в такой "системе координат" основная задача врача — не лечить, а зарабатывать. Подобная обстановка очень токсична, более того, она губительна для тех, кто связал свою жизнь с медициной по призванию. Зачастую в профессии остаются не врачи от Бога, а сотрудники, которые врачами, по сути, не являются.

"Бизнес–парадигма" наблюдается и среди аптечных организаций. После того, как открылось много сетевых аптек, активно идет процесс укрупнения и консолидации: сети покупают друг друга, подчиняясь простому экономическому принципу — остаться должен кто-то один. Общая тенденция выражена сегодня очень ярко.

В результате всего перечисленного страдает доступ пациента к помощи — медицинской и фармацевтической. В периоды подъема заболеваемости ковидом число жалоб в нашу организацию "зашкаливало": резко упала доступность медицинской помощи при огромном количестве заболеваний. Полностью это явление пока не исчезло. К тому же, многие уже боятся обращаться в поликлиники и стационары — из–за страха заразиться новой коронавирусной инфекцией и из–за сомнений в доступности врачебной помощи.

Пациентка, проходившая в прошлом году стационарное лечение, рассказывала следующую историю. Утром она просыпается — а палата пуста, никого из других пациентов рядом нет. Но вечером были все! В ужасе она спрашивает врача, что случилось с соседями. Оказалось, что их перевели в ковидное отделение, поскольку у них были обнаружены признаки коронавируса. Подобные случаи не придают пациентам уверенности в благополучном исходе лечения. К этому в 2020–2021 гг. прибавлялся максимальный уровень недоступности медицинской помощи.

Несколько слов — о доступности лекарственных препаратов. Задавал в соцсетях следующий вопрос: "Какие лекарства Вы не можете найти?" По итогам ответов на него получился список из 79 наименований. Десять из них удалось отыскать в тех или иных аптеках. А вот с остальными 69-ю были проблемы. Тридцать препаратов оказались исключенными из Госреестра лекарственных средств, о чем могли не знать даже лечащие врачи откликнувшихся на мою публикацию пациентов.

Возникает вопрос: зачем исключать из реестра хорошие лекарства, которые доказали свою эффективность и безопасность? Ведь они действуют, и действуют правильно… Может быть, просто ставить пометку, что они временно не производятся или не импортируются? Статус зарегистрированного препарата очень важен. Ведь за такое действие, как ввоз незарегистрированных медикаментов, законом предусмотрена достаточно серьезная ответственность. Должны быть другие решения, которые сохранят для пациента необходимое ему лекарство.

Что могу сказать о перспективах взаимодействия медицинской организации и аптеки? Ответ на этот вопрос стоит начать с другого вопроса: чем в действительности является аптека — предприятием торговли или учреждением здравоохранения? То есть организацией, участвующей в оказании помощи пациенту? Нынешние реалии таковы, что верным будет скорее первый из ответов. А по сути правильным должен быть второй.

Подобный вопрос следует задать и медицинским организациям: вы оказываете помощь или «делаете деньги»? Что первым делом видит пациент, заходя в поликлинику? Увы, во многих случаях его встречает не регистратура, а… касса.

Задача о сотрудничестве врача и провизора — комплексная. Подход к ее решению тоже должен быть комплексным. Регулятору необходимо вернуть медицине и фармации статус государственных направлений, которые выполняют государственную функцию. А это означает, что оклады медицинских и фармацевтических работников могут быть достойными, а сами организации должны обладать соответствующим правовым положением.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma