04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Надо объединять усилия всех субъектов цепи фармации

"Двойственный" правовой статус аптеки не приносит положительных результатов в сфере лекарственного обеспечения. Корни проблемы кроются в том, что у нас нет единой системы здравоохранения.

Воскобойник Светлана
Заместитель директора по правовым вопросам СРО "Ассоциация независимых аптек"

В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ она разделена на три части: государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения. При этом все программы поддержки и развития направлены исключительно на первые два направления, что безусловно необходимо, но "оставляет за кадром" ряд важнейших элементов, которые оказались вытеснены в "частный сектор".

Частной системе, куда относятся и коммерческие аптеки (основная часть аптечных организаций нашей страны), достаются лишь ограничения и усиление контроля. Между тем именно аптечные предприятия после развала Советского Союза полностью взяли на себя лекарственное обеспечение граждан в сложных условиях.

Продолжением разделения сферы здравоохранения на основе бюджетирования выступает и система кодирования видов экономической деятельности (ОКВЭД), в основе которой лежит принцип гармонизации с версией, принятой в Европейском экономическом сообществе. Благодаря такому подходу странным образом были учтены особенности регулирования российского здравоохранения, и все аптеки стали просто торговыми организациями… С таким определением согласиться трудно. Поэтому наша ассоциация ведет активную работу по внесению изменений в соответствующий классификатор.

Основным камнем преткновения здесь, как считают регуляторы, является сама деятельность аптечных организаций, осуществляемая на коммерческой основе. В этом и кроется главное заблуждение. Деятельность медорганизаций, которая по коду ОКВЭД четко отнесена к системе здравоохранения, не является полностью некоммерческой и точно так же соприкасается с товарно-денежными отношениями, пусть и в иной форме. Зарплаты и обучение медработников обеспечиваются средствами ОМС, закупка лекарств и медизделий (включая оборудование) ведется за счет бюджета. Дополнительные расходы можно покрывать путем оказания платных медуслуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006, установившим правила данной деятельности (с 1 сентября нынешнего года начнут действовать новые правила, утв. ПП РФ от 11.05.2023 №736).

Сложившееся положение дел губительно для любых аптек, включая государственные. Все проблемы современной фармации находятся в тесной взаимосвязи: падение престижа профессий провизора и фармацевта, сокращение бюджетных мест в вузах, закрытие колледжей, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие единой системы управления и контроля… Как говорится, «у семи нянек дитя без глазу». За аптеки некому заступиться. По причине двойственности правового статуса мало кто стремится всерьез заниматься ими, развивать их, помогать им.

Малые аптечные предприятия стремительно теряют свои позиции, сокращаясь или полностью закрываясь. Можно возразить: освободившиеся ниши займут другие, более крупные организации. Однако никакая монополизация со стороны крупносетевых игроков не заменит небольшую аптеку и ни при каких обстоятельствах не увеличит доступности и качества лекарственной помощи. Пациенту, особенно в маленьком городе и на селе, необходим персональный подход. А "гиганты фармрынка" его не обеспечат: в силу своей структуры они не смогут чутко и быстро реагировать на события, «уточняющие» потребность посетителя в лекарствах. К тому же на некоторые территории, особенно отдаленные и не густонаселенные, "сетевики" просто–напросто не придут.

К сожалению, за последнее время накопилось много "пробелов", "нестыковок", противоречий и дублирования в регулировании фармдеятельности. Но, наверное, в первую очередь следует сегодня рассматривать финансовую составляющую, для обеспечения стабильной доступности лекарственной помощи. Это снижение налогового бремени, включение аптек, как сферы деятельности, в различные региональные льготные программы.

А в перспективе, для роста качества и доступности фармпомощи, необходимо:

  • решение вопроса подготовки профессиональных кадров, закрывающих потребности рынка;
  • возвращение аптек в систему здравоохранения и распространение на их сотрудников возможности получения льгот в рамках выполнения трудовых функций;
  • развитие передвижных аптечных пунктов в труднодоступных и малонаселенных местностях;
  • внесение ряда изменений в законодательство, непосредственно регулирующее аптечную деятельность (например, введение понятия "фармацевтическая услуга");
  • раскрытие понятия "недобросовестная конкуренция"
  • и многое другое.

Нужно объединять усилия всех субъектов фармацевтической цепи, поскольку во главе угла (так или иначе) стоит пациент, для которого и работает каждый из нас. В фармацевтической отрасли уже есть ряд отраслевых объединений. Они — прежде всего голос, озвучивающий проблемы в общественном пространстве и на государственном уровне. А еще — профессиональный взгляд на ситуацию и внесение конкретных практических предложений. Кроме того, каждая ассоциация (союз) старается удовлетворить насущные потребности своих участников. Для малых аптечных организаций членство в такого рода объединениях — это вопрос выживания.

Фармацевтическая отрасль — очень важная и интересная сфера деятельности. Необходимо только решить все вышеназванные вопросы, и "обычная продажа" лекарств в аптеке сможет вернуть себе достойное место в сфере оказания медико-фармацевтической помощи.