Петров Александр
Руководитель подкомитета по обращению лекарственных средств, развитию медицинской и фармацевтической промышленности Комитета Госдумы по охране здоровья
Без развитого многоцелевого производства фармсубстанций мы не сможем в особые периоды гарантировать бесперебойную поставку лекарственных препаратов для основных групп населения. Мы должны не только производить 90% готовых лекарственных форм из Перечня ЖНВЛП, — нам нужно добиться и производства субстанций. Без субстанций нельзя считать лекарство российским.
Какие направления необходимо выбрать как основные для развития лекарственной промышленности?
Прежде всего, производство субстанций методом органического синтеза. В этой области у нас развита научная деятельность. Второе направление — микробиология. Но, кроме этого, крайне важно обратить внимание на биомедицинские и генно-терапевтические лекарственные препараты. Они являются фокусными и таргетными, что позволяет лечить сложные заболевания. Вопрос этот мы также рассматриваем в государственной программе лекарственной безопасности.
Важно, чтобы программы по развитию фармацевтической отрасли являлись государственными. Чтобы производитель лекарственных препаратов знал: его деятельность государству важна и необходима. Зачем нужен такой подход?
Поясню на примере: из–за того, что когда–то не было государственной программы, имеется переизбыток производства готовых форм инфузионных растворов. Сегодня заводы (причем даже новые, недавно построенные) работают не на полную мощность. Это неправильно.
Государство должно планировать такие вопросы, ведь речь идет о крупных и долгосрочных инвестициях. Да, в определенной степени наличествует плановость, однако рекомендательная плановость со стороны государства необходима.
Что касается поддержки фармацевтических предприятий через Фонд развития промышленности, то мне кажется, что она должна ориентироваться на итоговый результат. Смог построить завод? Тебе компенсируется значительная часть вложений. Смог создать лекарство? Также компенсируется значительная доля инвестиций. При таком подходе видна эффективность вложенных ресурсов.
Фактически мы располагаем двумя источниками поддержки со стороны государства: первый — кредитование под льготный процент (так мы сделали в пандемию, это «сработало» и было очень эффективным инструментом); второй — как раз компенсация по созданным производствам или по разработанным лекарственным препаратам. Можно компенсировать, например, стоимость закупленного оборудования.
Сегодня у государства есть те ресурсы, которые мы можем вложить в поддержку фармацевтических предприятий. Но все-таки не по бумаге, а за построенные заводы и созданные лекарственные препараты.
А чтобы не зависеть от импорта... Безусловно, главная задача — развить науку. Прикладную науку, которая могла бы сформировать всю цепочку, весь жизненный цикл лекарственного препарата, начиная с первых научных исследований. Лаборатория, которая формирует патент, это фундаментальная наука. А технологические лаборатории, которые масштабируют лабораторную технологию, переводя ее в промышленную, к сожалению, сегодня очень слабое место. И следующее звено — частный или государственный партнер, который у себя на заводе производит субстанции.
Главное, чтобы субстанции были. А технологически превращать их в готовые формы, мне кажется, мы уже научились. У нас в стране достаточно мощностей — современных мощностей GMP–стандарта, которые могут производить лекарственные препараты в любой форме.
Что касается ценовой доступности лекарства, это извечная проблема. И наша задача — сдерживать рост цен на препараты перечня ЖНВЛП ниже уровня инфляции. Это целевая установка, и мы ее практически выдерживаем (кроме отдельных лекарств). По остальным видам лекарственных препаратов доступность может обеспечиваться только за счет конкуренции — другого пути нет. Мы не можем контролировать все цены на все лекарства, которые находятся в обращении. Поэтому баланс здесь относительный.
Однако здесь возможен второй подход — изменение системы лекарственного обеспечения в нашей стране. Его мы тоже включаем в государственную программу лекарственной безопасности. Речь о системе, в которой страховая компания компенсирует стоимость приобретенного пациентом лекарственного препарата. Мне кажется, в 2023–2024 гг. мы к этой программе наконец-то подойдем.
Уже сегодня действует финансовый механизм компенсации НДФЛ при покупке лекарственных средств: 13% в сумме, не превышающей 15 600 руб. для каждого работающего человека. К сожалению, люди часто об этом не знают. И когда встречаюсь с различными трудовыми коллективами, всегда рассказываю про такую возможность. А они с удивлением об этом узнают... Очень важно изменить систему информирования населения о помощи, которую государство может оказать.
С чего должна начинаться "Фарма–2030"? Безусловно, с программы общественного здоровья и с тех подходов, которые помогут разработать необходимое государственное планирование именно для фармацевтической отрасли. Кроме того, в основу "Фармы–2030" должны лечь три направления (на которые я обратил внимание выше): производство фармсубстанций, генно–терапевтических препаратов и биомедицинских клеточных продуктов.
Области эти совершенно разные, но все они необходимы. Уже сегодня фармацевтическая отрасль показала, что мы во многом смогли преодолеть дефицит лекарственных препаратов. И во многом благодаря российской фарме, а не только зарубежной. Отечественная фармацевтическая промышленность проявила себя как зрелая отрасль, которая готова обеспечить пациентов лекарствами даже в условиях пандемии.
Стратегия вывода отечественных препаратов на международный рынок — вопрос более чем серьезный.
Мы должны "встроиться" в международную систему, которая позволяла бы признавать результаты российских клинических испытаний. С этим сегодня проблемы. Регулирование лекарственного обращения в стране — процесс достаточно разрозненный: за те или иные моменты работы с лекарством отвечают в общей сложности четыре или пять различных федеральных структур. На мой взгляд, такая рассогласованность не совсем правильна. Необходимо создавать, возможно, по принципу FDA, единую структуру для работы с лекарственными препаратами.