27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

"Нерешенные вопросы маркировки" давно решены — эксперт

В последнее время некоторые представители фармацевтической отрасли выражают недовольство работой с маркировкой, отмечая затраты на ее внедрение, а также рассказывают о простоях участников оборота, заводов, и тем самым вводят участников фармрынка в заблуждение.

Жаворонков Егор
Руководитель направления "Фарма" Центра развития перспективных технологий

Сразу хочется отметить, что фактов простоя предприятий не зафиксировано. Но опустим эти голословные обвинения и теоретически представим, что такая ситуация все–таки произошла. Основная причина, по которой это может случиться — отсутствие запасов кодов в момент завершения упаковки серии. Согласно всем текущим законам и техническим возможностям, завод фактически может сформировать запас кодов на год вперед — сроки годности неоплаченных кодов для лекарственных препаратов составляют 350 дней. Этим, кстати, успешно пользуются иностранные участники маркировки, формирующие квартальные запасы для производства. То есть никакого простоя из–за недоступности системы маркировки нет. И быть не может.

Такая же ситуация и с аптеками, которые вправе реализовать лекарства, не получив ответа от поставщика в системе маркировки. Согласно действующему ПП РФ за номером 1556, у аптеки есть целых 5 рабочих дней для того, чтобы отразить корректность выбытия и передать данные в систему маркировки. Более того, даже если аптека сразу при приемке продала препарат, есть еще пять дней на подтверждение поставщика или оприходование без его подтверждения (на тот случай, если уже у поставщика какие–то технические сложности).

При этом сами представители аптечных организаций неоднократно заявляли, что внедрение маркировки позволяет не усложнить, а упростить процессы, минимизировать риски для аптечных сотрудников при нарушениях, допущенных другими участниками товарной цепочки, позволяя избежать влияния человеческого фактора. 

Кроме того, в рамках развития проекта по маркировке лекарств ЦРПТ провел масштабное обновление всех сервисов системы. Маркировка лекарств работает штатно, обработка документов происходит без очередей, а среднее время обработки документов за 2023 год колеблется в пределах 5 секунд. И это при том, что в системе в "пиковые" дни нагрузки фиксируется до 4,5 млн. документов.

А та самая ответственность оператора, о которой эксперты отрасли постоянно твердят, что ее нет, предусмотрена в договорах, заключаемых с участниками на основании типовых форм, утвержденных Минпромторгом и Минюстом России. При этом за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств ‎по договору ответственность предусматривается и для оператора. ЦРПТ всегда действует в соответствии с законодательством и готов к исполнению любых требований, которые прописаны в нормативно-правовых актах.

Также в отрасли часто говорят о существенных расходах аптечных организаций на внедрение маркировки. Здесь реальные расходы на маркировку подменяют расходами обязательными, которые несет каждая аптека в процессе своей деятельности.

В частности — подключение ОФД, приобретение УКЭП (которое, кстати, осуществляется ФНС бесплатно), приобретение фискального накопителя, сканеров, контрольно-кассовой техники и компьютеров. Все это некоторые представители фармотрасли относят к затратам на маркировку, но без этих расходов аптека не имела права вести деятельность по налоговому законодательству и ранее. То есть налицо явная манипуляция общественным мнением. Единственное, что так или иначе относится к маркировке здесь — вопрос программного обеспечения. Чаще всего функционал маркировки уже встроен в аптечное ПО, которое поставляется независимыми вендорами, и этот функционал нередко бесплатен или подписка стоит несущественных средств. Как итог, стоимость внедрения маркировки для одной розничной точки составляет от 5 000 до 10 000 рублей в зависимости от предпочтений в отношении поставщиков услуг.

При этом ЦРПТ, в целях снижения финансовой нагрузки на аптеки при внедрении маркировки, в качестве альтернативного решения предлагает бесплатный сервис "Фарма.Просто". Он дает возможность обеспечивать процессы приемки, учета, перемещения и выбытия лекарственных препаратов и по своей сути является аналогом товаро–учетных систем, представленных на рынке ИТ-продуктов. Он включает в себя как веб-интерфейс, так и мобильное приложение, позволяющее сканировать коды маркировки на упаковках лекарств и передавать сведения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.  В "Фарма.Просто" отсутствуют какие–либо ограничения на количество операций, то есть при должной необходимости сервис может быть использован любой организацией, как из числа малого и среднего бизнеса, так и крупных организаций. Посредством данного продукта можно заменить и сканер кода маркировки, сканируя лекарства в мобильном приложении.

Отметим, что маркировка уже дала существенные эффекты в масштабах всего государства. Благодаря включению лекарств в систему маркировки удалось решить проблему дефицита во время пандемии коронавируса, а также намеренные манипуляции и информационные "вбросы" о возможных перебоях с поставками медикаментов.  "Нам активно помогает система маркировки цифрового отслеживания лекарственных препаратов для планирования закупки, контроля остатков лекарственных препаратов и бесперебойного снабжения", — отметил ранее министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. Маркировка помогает пресекать продажи некачественных лекарств. "Если мы выявляем некачественный препарат, можем его заблокировать прямо в системе и его не смогут отпустить в больницах ни одному пациенту, а также такое лекарство не сможет продать ни одна аптека", — подчеркнула глава Росздравнадзора Алла Самойлова.

В целом система "Честный знак" позволила повысить эффективность надзорной деятельности. За время действия маркировки крупные компании, по имеющимся сведениям, выявили хищения своей продукции не менее чем на 200 млн. руб. По оценке производителей, контрафакт в сегменте онкопрепаратов снизился в 10 раз. Также выявлены нарушения не менее чем на 600 млн. руб. Контрольно–надзорные органы регулярно выявляют факты сбыта в аптеках препаратов, которые, в соответствии с данными системы, были направлены в медицинские учреждения и якобы были выданы пациентам. Это препараты, применяемые при лечении пациентов с онкологическими заболеваниями, ВИЧ, COVID.

Мы постоянно ведем диалог с бизнес–сообществом, совместно развиваем и улучшаем систему маркировки. За почти четыре года с момента старта маркировки лекарств мы прошли большой путь. И сегодня в отрасли нет "нерешенных вопросов", а есть вопросы дальнейшего развития и постоянного улучшения системы маркировки лекарств. И мы эту работу постоянно ведем.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma