Несколько вопросов аптечному саморегулированию
Когда СРО могут быть эффективными?
Лисовский Павел
Управляющий партнер компании "Проектирование систем управления", к.э.н.
Скорей всего, в следующих случаях:
- во–первых, когда на рынке присутствуют множество таких организаций;
- во–вторых, когда участники добровольно объединяются по экономическим интересам;
- в–третьих, когда члены СРО не конкурируют или мало конкурируют между собой на региональном рынке.
У меня есть несколько вопросов по созданию саморегулируемых организаций в аптечной сфере. Предлагаю читателям, прежде всего, внимательно просмотреть первоисточник. А затем, по завету Владимира Ильича, определить, cui prodest — "кому это выгодно?".
В Федеральном законе от 01.12.07 №315–ФЗ саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.96 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
К числу требований к СРО, в частности, относится наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Зададим теперь по этому пункту несколько вопросов. Кто создает такие стандарты и правила? Немногим участникам они будут на руку, остальным ужесточат правила.
Все участники СРО? Исполнительный комитет?
Кстати, а как вам кажется, кто, скорее всего, будет входить в исполнительный комитет? Вероятнее, тот, кто обладает большей "коммерческой властью" на рынке, — крупные игроки. Мы можем быть уверены в том, что им будет выгодно создавать такие правила игры, чтобы было комфортно всем участникам рынка? Не может ли возникнуть ситуация, когда создаются такие правила, что одним из участников они «на руку», а другим — попросту затрудняют выживание?
Кому нужны стандарты СРО и когда их будут выполнять? Участники рынка выполняют стандарты в двух случаях: первый — когда им это выгодно, второй — когда их к этому обязывают.
Рассмотрим первый случай.
Субъектам рынка стандарты интересны только тогда, когда их выполнение обеспечивает получение каких–либо "дивидендов", какого–либо дополнительного конкурентного преимущества: дополнительной прибыли, лояльности клиентов и т.п. В противном случае у них просто не будет стимула к их исполнению.
Следовательно, исполнительному комитету СРО нужно разрабатывать «прибыльные» стандарты. Но развитие по такому сценарию маловероятно, т.к. если какой-то коммерческий субъект обладает стандартом, обеспечивающим ему конкурентное преимущество, то зачем он будет им делиться с другими субъектами рынка?
Как только та или иная коммерческая технология становится общепринятой, она перестает быть конкурентным преимуществом, а становится необходимой нормой — "входным билетом" на рынок. А в этом случае, как говорят американцы: "Sameness doesn't sell" (одинаковость не продает).
Рассмотрим второй случай. К выполнению стандартов обязывает какая-либо третья сторона (идеально, если государство). При таком варианте стандарты являются для субъекта раздражающим, отвлекающим от основной деятельности фактором, выполняемым по «остаточному» принципу.
Типичный российский путь: не получается убедить — заставим.
Среди требований к СРО — также обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами
Нам это действительно нужно?!
Вопросов к созданию «аптечной» СРО еще очень много, я сейчас привел те, которые бросаются в глаза.
Вообще, считаю, что для сегодняшнего сильно разрозненного рынка идея общероссийской саморегулируемой организации неинтересна. Желание государства создать в каждой профессиональной сфере (в т.ч. и нашей) СРО напоминает указ одного губернатора из книги Салтыкова-Щедрина:
«Неоднократно замечено было мною, что в нашем обществе совершенно отсутствует тот дух инициативы, с помощью которого великие народы совершают великие дела... Ввиду всего вышеизложенного, я вновь и в последний раз предлагаю принять решительные меры (не прибегая, однако ж, до времени к экзекуциям) к поднятию общественного духа и возбуждению в оном наклонности к деяниям смелым и великим...»
Создание региональной «аптечной» СРО более вероятно, но следует понимать, что и в этом случае участие в СРО для субъектов рынка будет, скорее всего, дополнительной экономически нецелесообразной «повинностью».