22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Новое регулирование цен вернет медицину в девяностые

Методика регистрации цен, которая сегодня в проекте, нуждается в изменении концептуальных подходов.

Титова Лилия
Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО)

В ней видится только одна основная цель — снижение цен. Но, как мы считаем, эта цель не должна быть единственной.

Одна из главных задач, конечно, доступные цены лекарственных препаратов. Но обязательно должна решаться и параллельная задача — чтобы пациент мог приобрести именно тот ассортимент, именно те средства для лечения, которые ему привычны и которые назначены врачом. Да, наши сограждане, когда лечатся, очень многое покупают за свои деньги. Но что человеку важнее — чтобы препарат, за которым он пришел в аптеку, стоил рубль, а не два? Или чтобы это лекарство было в наличии?

Проект методики в его сегодняшнем варианте может в ряде случаев поставить пациента как раз перед этой альтернативой. Или цена лекарства, или возможность приобрести его.

В чем заключаются опасности, которые несет с собой документ?

Во–первых, брать за основу для расчетов цену госконтракта — в корне неправильно. На государственных закупках стоимость лекарств может в разы отличаться от той, которую мы увидим в коммерческом сегменте. То есть в аптеке. К тому же, возникает вопрос: а зачем тогда проводить аукцион?

Во–вторых, в "корзине стран" для определения референтной цены берется не среднеарифметическое, а нижнее значение. А по какому принципу выбраны государства для сравнения? Что это за страны? Как они соотносятся с Россией по социальным условиям? По программам лекарственного страхования или иной государственной поддержки?

Мы отмечали раньше, что сравнивать цены необходимо. Но нельзя ориентироваться на нижнюю границу. Более корректно было бы выбрать 10 стран с самой низкой ценой, но тех стран, которые действительно возможно сравнить с нашей, и уже среди этих десяти вычислить среднее арифметическое.

В–третьих, проект методики не включает в цену современные средства введения лекарственных препаратов. Получается, достижения медицины и фармацевтики хотят вернуть в девяностые годы? Или в середину ХХ в.?

Цена препарата в ампуле и преднаполненном шприце — одна и та же! Но современный шприц — это быстро и атравматично. А больные сахарным диабетом — это, как правило, люди, у которых нарушены зрение и координация. Смогут ли они "на глаз" отсчитать нужное количество единиц инсулина? И при этом не подвергнуть риску свою жизнь?

А как быть детям — они ведь тоже часто болеют диабетом. Пока современные шприц-ручки позволяют школьникам на переменах самим сделать себе уколы. Но что будет дальше?

Если производитель, не важно, отечественный или зарубежный, будет поставлен перед фактом, что цена определяется за единицу действующего вещества, он будет поставлять в нашу страну только такие формы, как ампулы и флаконы.

Нужно помнить, что за текстом постановления стоят жизни пациентов и способность производителей выпускать современные качественные препараты. И что у любого производства должна оставаться прибыль, которую предприятие вложит в систему качества, в обучение кадров и желательно в научные разработки. Экономия на качестве, экономия на кадрах, экономия на науке… Все это может возвратить нас к российскому фармпрому двадцатилетней давности.

Остается только надеяться, что в процессе обсуждения методики регулирования цен на жизненно необходимые и важные препараты все–таки будут решены вопросы, особо подчеркну, жизненно важные для пациента.

Специализированные
мероприятия