Главная // Тема

Нужна гармонизация регулирования фармрынка, а не барьеры

Следует отметить, что административные барьеры входа в рынок целесообразны в случае защиты потребителей от некачественной продукции или снижения недобросовестной конкуренции, которая сказывается на покупательской способности потребителей. Этим определяются выгоды пациента от установления определенных правил входа.

Плесовских Анна
Генеральный директор межотраслевого объединения "Фармпробег"

Однако превышение оптимальных границ администрирования ведет к снижению степени конкурентности рыночной среды. И, с одной стороны, формирует риск появления предпочтений предпринимателей к преодолению барьеров нерыночными методами, а с другой стороны, способствует появлению серьезных причин для вымывания препаратов с аптечных полок, особенно в условиях фиксированных наценок.

Ведь одно дело, когда при фиксировании цены аптеки обеспечиваются госзаказом, и совсем другое, когда регулирование касается коммерческих отношений между аптекой и производителем. Это уже совершенно другая картина, которая может привести к обвалу в фармацевтическом секторе. Особенно малого аптечного сегмента, который просто не будет способен выдержать условия сжимающегося рынка.

И если в крупных городах, где доступность аптек достаточно высока, пациент может и не заметить исчезновения малых аптечных точек, то в малых населенных пунктах это приведет к катастрофе. В том случае, если законодательная инициатива не предусмотрит дополнительного субсидирования или иных условий поддержки для данной категории аптек.

Все мы наблюдаем аховую ситуацию у фармацевтических производителей, когда фиксированная цена стала «дамокловым мечом» для производства лекарственных средств низкой ценовой категории. Некоторые наименования препаратов сегодня или вовсе исчезли из аптек, или становятся дефицитными. Важно понимать, что любое вмешательство в регулирование рынка может привести к абсолютно непредсказуемым последствиям. Поэтому необходимы: серьезная аналитика последствий внедрения инициатив, консультирование с игроками рынка, организация пилотных проектов, чтобы оценить, каким образом это сработает на практике.

"В первом приближении" достаточно рискованными методами выглядят инструменты ограничения маркетинговых договоров, поскольку эксклюзивный договор для аптек — это гарантия стабильного положения и положительной рентабельности. Кроме того, аптечные сети серьезно опасаются оказаться с пустыми витринами в случае вступления в силу инициативы по аптечной выкладке с обязательными 50% витринной площади под отечественные лекарства. Показательный пример — антигистаминные препараты, которых у отечественных производителей от силы наберется процентов двадцать. Понятно, что недостающие 30% витрины окажутся пустыми в такой ситуации, а для аптеки это, опять же, высокий риск снижения продаж и падения рентабельности.

Без сомнения, инициатива межфракционной группы из депутатов Госдумы должна способствовать устойчивому развитию всего здравоохранения, особенно с точки зрения доступности лекарства пациенту. Тем не менее текущая редакция требует серьезной проработки и обсуждений.

Аптечный сегмент — это живой организм, который остро реагирует на любые изменения. Сейчас спрогнозировать, каким образом отразится введение фиксированной наценки, ограничения маркетинговых бонусов, а также пересмотр размера максимально допустимой рыночной доли, попросту невозможно: нет ни маркетинговых исследований на эту тему, ни серьезной аналитики.

Плюс ко всему стоит учитывать, что сама по себе фармацевтическая отрасль (и в т.ч. аптечный сегмент) — очень зарегулированная сфера. Она нуждается в гармонизации регуляторных процессов. В устранении взаимоисключающих нормативно–правовых норм и в создании четких и прозрачных правил игры. Если не выполнить эти условия, дополнительные законодательные надстройки могут повлечь за собой хаос. А в конечном итоге может пострадать наш пациент.

Самые известные "болевые точки" аптечного сегмента и фармацевтической отрасли в целом, на мой взгляд, попросту говорят о том, что сегодня назрела острая необходимость изменения системы всеобщего лекарственного обеспечения. То есть внедрения механизмов лекарственного возмещения на амбулаторном этапе.

При этом пациенту частично будут возмещаться затраты на лекарства, что мгновенно скажется на снижении сложности приобретения препаратов, а это почти 50% нуждающихся, что выявило проведенное нами исследование. Аптеки же, участвующие в программе, будут получать субсидирование, а значит приобретут гарантии стабильности и смогут увеличить свои обороты.

Основными элементами лекарственного возмещения станут уровень возмещения (перечни лекарственных средств, статус пациента), выписка рецепта на препарат по МНН, отпуск возмещаемых лекарственных средств в аптеке, покрытие расходов аптеки, финансирование и контроль. Например, в Кировской обл. (где запущен пилотный проект по лекарственному возмещению) аптечным организациям, соответствующим определенным требованиям, 2 раза в месяц на основании реестра рецептов отпущенных лекарственных препаратов предоставляется субсидия из областного бюджета. Она равна общей недополученной в отчетном периоде от пациентов сумме. Основные требования к аптечным организациям — осуществление розничной реализации фармпродукции, работа и полный учет льготных рецептов и лекарственных препаратов в единой медицинской информационной системе.

Понятно, что все проблемы данная программа решить не сможет. Особенно в разрезе ассортиментной доступности — это требует решения вопросов стимулирования производства низкой ценовой категории. Тем не менее внедрение данной масштабной программы поможет снять общее напряжение и гарантирует стабильную обстановку в фармсекторе, и доступность лекарств нашим пациентам. А это самое важное.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X