03.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
03.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Нужно решать проблемы, не заменяя государство

"Давайте передадим функции государства саморегулируемым организациям". А какие функции?

Черкасов Сергей
Профессор, член Ученого совета НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, д.м.н.

Лицензирование? Тогда произойдет узаконивание всех неформальных платежей...

Идее саморегулирования — более 20 лет. Пока она обсуждается, было даже такое предложение: пусть СРО контролируют места расположения аптек. В чем опасность этой идеи?

Государство не имеет права сказать "нет" открытию аптеки, соответствующей всем лицензионным требованиям. А саморегулируемая организация, наделенная возможностью "контролировать местоположение", может заявить: с точки зрения логистики, расположение аптеки по этому адресу нерационально.

И тогда начнут усиленно работать коррупционные схемы. Место регулирующих органов заняли СРО, а взятка, по сути, стала легальной. И теперь называется "взнос".

Термин "саморегулирование" содержит ключевое слово — регулирование. В чем же это регулирование состоит, если речь идет об аптечной деятельности?

Когда СРО обеспечивают обучение аптечных работников — это действительно необходимо, но… здесь нет никакого регулирования.

Нужны и учебные центры, и эталонные аптеки, и методические материалы... Все это очень важно. Но, повторюсь, не может являться регулированием.

Помощь вновь открывающимся аптекам, небольшим аптечным предприятиям, юридическая поддержка и экономические советы — и это необходимо. Но в перечисленных процессах регулирования тоже нет.

Защищать аптеку, ее интересы может огромное количество ассоциаций — и для этого саморегулирование не обязательно.

Ну что ж, тогда "вопрос на засыпку": кто сейчас заинтересован и продвигает борьбу с рекламой курения — запрет рекламы в СМИ и размещения названия фирмы на упаковке?

Ответ очень прост: интернациональные табачные компании. Ограничивая возможности маркетингового продвижения товара, они монополизируют рынок.

Для бизнеса, получившего серьезную долю в своей области, самое главное, чтобы не пришли новые игроки. А новые игроки — при таких ограничениях — прийти не смогут. И даже если они выйдут на рынок, то не «раскрутятся» — ведь у них отобраны необходимые инструменты.

К сожалению, налицо аналогия: аптечные сети, которые заняли серьезное положение на рынке, больше всего боятся не государства. Они боятся конкурентов, которые когда-нибудь придут на рынок.

Кто займет в правлении саморегулируемых организаций ведущее место? Конечно же, крупные сети, которые закрепились в городах-миллионниках.

Однако самые серьезные проблемы доступности медицинских препаратов не в мегаполисах. В большом городе, конечно, остро стоит другой вопрос: цены в разных аптеках могут различаться в 3–4 раза. Но здесь речь идет о прибыли — и вряд ли стоит надеяться, что задачу решит саморегулирование.

А вот обеспечение необходимыми препаратами (и по доступной цене) жителей малых городов, сельской местности, районов с низкой плотностью населения — это гигантская проблема. Не раз сталкивался с ней, будучи организатором здравоохранения, и не знаю, собираются ли за нее браться СРО. Ведь проект социальный — он не будет прибыльным никогда. А у нас нет распределительной системы. У нас свободный рынок.

Некоторые «проблемы аптеки» нужно решать на уровне всей системы здравоохранения. Как совершенствовать логистику препаратов — в особенности в отдаленных районах? Может ли отпускать лекарства фельдшер в ФАПе, если у него нет фармацевтического образования?

Надо поднимать именно такие вопросы и решать их, не заменяя государство...

Есть ли проблемы в отрасли? Конечно, есть. Есть ли в ней несовершенство? Конечно, есть. Нужно ли обсуждать и пытаться найти решение? Конечно, да. Вопрос в другом — саморегулирование как это все будет осуществлять?

Если они объяснят, каким образом собираются действовать, то дискуссия о саморегулировании, может быть, будет иметь смысл. И все-таки регулирование — это составление правил работы, — они у аптечных организаций есть. И их задает государство.

Идеальны ли они? Конечно, нет. Могут ли ассоциации высказать свое мнение? Конечно. Не просто могут, а должны.

Но вот должны ли фармацевтические организации «регулировать» правила самим себе? Я не сторонник этого...

У саморегулируемых организаций более жесткие стандарты, чем законодательно установленные?

Ситуация может сложиться и так: под наши «жесткие стандарты» крупные сети подходят, а одиночные аптеки, извините, нет. Поэтому мы их закроем и население перейдет к крупным сетям. Гениально! Классическая маркетинговая стратегия.

Если поручить саморегулируемой организации следить за работой аптек — это превратится в коммерческие войны. На мой взгляд, аптечный рынок — исключая парафармацевтику — должен находиться под очень строгим контролем именно государства.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024