25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Нужно сохранить аптеки, работающие с "учетными" препаратами

Доступность фармацевтической помощи — вопрос многогранный, у него есть целый ряд компонентов. Но давайте вначале посмотрим на самое очевидное — "физическую" возможность пациента приобрести то или иное лекарство, порекомендованное врачом.

Яговдик Дмитрий
Председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области

 точки зрения режимов отпуска правильнее разделить все наличествующие в нашей стране препараты на три сегмента.

Первый — это безрецептурные медикаменты, а также средства по рецепту, не подлежащие ПКУ и не включенные в списки II и III. "Физическая" возможность купить их в аптеке (в том числе найдя и заказав лекарство на сайтах агрегаторов) у жителей крупных городов, и особенно мегаполисов, скорее, избыточна. А вот в селах, деревнях, ПГТ и малозаселенных районах ситуация диаметрально противоположна: трудно найти даже самые распространенные лекарства. Нередко купить медикаменты можно только при поездке в город.

Второй сегмент — лекпрепараты, подлежащие ПКУ, не входящие в списки II и III. Причем в крупных городах и мегаполисах возможность их приобрести, как ни странно, также мала, потому что подавляющее большинство аптек вынуждено ограничиваться первым сегментом. Покупателей, которым требуются эти средства, немного, законодательные требования очень высоки, а риски для аптечных организаций весьма значительны.

В малых городах доступность таких "учетных" препаратов минимальна, а в деревнях и селах — фактически отсутствует.

И третий сегмент — "учетные" лекарства из двух вышеназванных списков. В областных центрах и мегаполисах доступ пациента к данным средствам затруднен в силу крайней малочисленности работающих с ними аптек (уровень участия крупных сетей, межрегиональных и федеральных, в данном виде фармдеятельности — почти нулевой). Причины те же: объективно небольшое число пациентов, нуждающихся в такой терапии, очень высокая регуляторная планка и огромные риски для аптечных учреждений в процессе контроля.

В небольших городах ситуация "пятьдесят на пятьдесят": в каждом втором из таких населенных пунктов доступность "списочных" препаратов — ниже некуда (да и в оставшейся половине ее сложно назвать достаточной). Как и в сельской местности.

При этом дефектура имеется… во всех трех сегментах. Частично она уже устойчива и продолжает медленно расти.

На весеннем аптечном саммите представитель одной из крупных сетей рассказал, что составил для сотрудников список "дефицитных" лекарств — не по МНН, а по "брендам". Перечень насчитывает более двухсот наименований. Самая болезненная дефектура — среди онкопрепаратов, препаратов ПКУ, и особенно перечней II и III.

Вероятность, что рост дефектуры будет стабильным, довольно высока. Новейшие из принятых правовых норм для аптек, отпускающих "учетные" средства, рискуют привести к их отказу от работы с такими препаратами. Если прогноз окажется верным, то доступность лекарств из второго сегмента вплотную приблизится к ситуации в третьем.

Насколько я помню, по статистическим данным за минувший год численность аптек в аптечных организациях, не являющихся федеральными сетями, сократилась на несколько сотен. А вот доля выручки крупнейших "сетевиков" на фармрынке увеличивается неуклонно и очень большими темпами. Конкуренция ослабевает, и со снижением числа ее участников стремится ввысь возможная степень условной "монополизации" аптечного сегмента малым количеством компаний. А это опять же не способствует росту доступности лекарственной помощи.

Причина проблем — в, мягко говоря, сложном положении современной аптеки. Те, кто помогает спасать жизни и сохранять здоровье, сами находятся в ситуации на грани выживания. К этому привели двойственный подход к определению отрасли, которой принадлежит фармдеятельность, а также чрезмерные объемы и количество обязательных

издержек, по своей природе с фармацией никак не связанных, и при этом не компенсируемых аптечной организации…

Среди таких "расходных статей":

  • поддержание неизбежной необходимости работы с инфосистемой МДЛП;
  • ведение бухгалтерского учета (когда применялся режим ЕНВД, "бухгалтерские" затраты малых аптек были кратно меньше, а сейчас они приобрели критические значения, и это еще без учета остальных рассматриваемых параметров);
  • аттестация рабочих мест по охране труда;
  • обязательное обучение сотрудников оказанию первой помощи (независимо от их количества, даже если провизор-ИП трудится один в одной аптеке);
  • программное обеспечение, его модернизация, лицензии и поддержка;
  • охрана Росгвардией и спецсвязь для аптек, работающих с препаратами списков II и III.

Издержки по первому и пятому направлению в ближайшее время рискуют резко вырасти: с сентября отменяется уведомительный режим работы с маркировкой. Применение разных схем увеличит человеко–часы и затраты на ПО, причем не единовременные, а постоянные. Это нерационально, а в ряде случаев и вовсе равносильно закрытию аптеки.

Отмена "схемы 702" — скорее, попытка самой системы маркировки найти оправдание собственной целесообразности. Согласно аналитическому отчету DSM Group за 2022 год, объем фармрынка в упаковках составил 5211 млн. упаковок, а общая выручка за маркированные лекарства составила 2 миллиарда 246 миллионов рублей (https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2023_rus.pdf). При этом количество фальсифицированных медикаментов даже не за конкретный год, а за весь период функционирования МДЛП не увеличилось и не уменьшилось.

А еще грядет маркировка БАД, и это "накладывается" на отказ от применения этой схемы. Потому ожидаемо удлинение времени приемки аптечного ассортимента — как лекарственного, так и нелекарственного. И опять же — рост расходов аптек, которым в отсутствие субсидирования, дотаций и пр. не остается иного выбора, кроме попытки частично компенсировать издержки за счет покупателя-пациента.

И еще одно направление аптечных затрат, пусть и, на первый взгляд, необязательное: поведение агрегаторов в отношении аптек, участвующих в услуге "заказал — купи". Этому вопросу явно необходимо дополнительное внимание антимонопольных регуляторов. Суть в том, что зачастую у агрегатора можно приобрести лекарственный препарат с доставкой в аптеку за условные сто рублей за упаковку. При этом собственно у оптовика–фармдистрибутора (к которому сервис–агрегатор относится) та же самая аптека сможет закупить то же самое лекарство только за условные сто десять рублей. И список таких позиций растет. Насколько такой подход отвечает принципам добросовестной конкуренции?

Что необходимо, чтобы сохранить доступную для пациента фармпомощь?

По меньшей мере, снижение регуляторной нагрузки на аптеки, работающие с препаратами ПКУ (в том числе списков II и III). Этих аптек и так крайне мало! А для наказания нарушителей достаточно уголовных норм. Здесь нет смысла повышать и без того высокие штрафы: все громкие разоблачения незаконного оборота тех же психотропных препаратов относятся не к фармпомощи, а к нелегальной торговле — без каких бы то ни было лицензий и разрешений (и зачастую без вывески).

Также важна пространственная стратегия доступности для лекарственной помощи. И она должна быть направлена на экономическую целесообразность открытия аптек в селах, деревнях, малонаселенных районах, малых городах и возможности отпуска на таких территориях препаратов всех трех сегментов по минимальным приемлемым ценам. Может стать целесообразным также развитие передвижных аптек, при условии логичности и рациональности правил их функционирования.

И ключевой вопрос стратегического значения: де–факто, по своей природе, аптека находится в системе здравоохранения, но де–юре ее статус неоднозначен — в классификаторе ОКВЭД она причислена к сфере торговли. Это недоразумение должно быть устранено в кратчайшие сроки, и, конечно, в диалоге с аптечным сообществом.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban