21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

О некоторых рисках деградации аптечной инфраструктуры

В текущем году фармрозница продолжает достаточно активно развиваться количественно, в частности вырос объем рынка.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Понятно, что сейчас приходится сравнивать с завышенными «ажиотажными» результатами прошлого года (и в итоге прирост оказывается достаточно скромным, например, в первые три квартала он составил 5,4% в рублях, тогда как инфляция за тот же период оказалась на две десятых доли процента выше). Однако если ориентироваться на докризисный период, то положительная динамика налицо: фармрынок действительно растет.

Помимо этого, наблюдается ряд тенденций, связанных со структурными изменениями, например, продолжается развитие ассоциативного формата. Стартовали они чуть больше трех лет назад, но в 2022 г. интерес к указанному направлению находился на очень высоком уровне. Это связано с изменившимися рыночными условиями: ассоциации позволяют относительно небольшой и неконсолидированной фармрознице задействовать дополнительные источники рентабельности в виде возможностей получения маркетинговых бюджетов производителей, развития онлайн–направления и т.д. Стоит отметить также, что сейчас данный формат вплотную подошел к своему естественному "потолку": суммарное число аптечных учреждений, входящих только в четыре крупнейших объединения, уже превысило общее количество аптек в нашей стране. Вывод из такой "арифметики" очень прост — многие аптечные организации сотрудничают с несколькими ассоциациями сразу, выбирая для себя наиболее приемлемый вариант работы в рамках каждой структуры.

На мой взгляд, аптечная консолидация, пусть даже и в ассоциативном формате, — процесс неизбежный, поскольку дает возможность получения дополнительной рентабельности (что для отрасли в целом, безусловно, положительно). При этом организации теряют часть своей независимости и идентичности, но для бизнес–структур при прочих равных это даже на пользу. Причем в долгосрочной перспективе нас, вероятно, ждет гораздо более глубокая трансформация обсуждаемого формата: онлайн будет стремительно развиваться, и роль классической аптеки станет все сильнее тяготеть к формату пункта выдачи заказа. Такой путь, конечно, подойдет не для всех представителей фармрозницы, но значительная часть организаций как минимум приобретет некоторый функционал ПВЗ. Правда, это скорее вопрос послезавтрашнего дня.

Развитие IT — также объективная реальность, причем в аспекте глобального ритейла. Если еще лет десять–пятнадцать назад в данном формате работали скорее энтузиасты (и, в общем–то, с переменным успехом), то сейчас он стал абсолютным стандартом, который стремятся внедрить практически все крупные розничные предприятия. Даже те, которые исторически развивались исключительно в офлайн. Необходимость "омниканальности" осознали все: действительно важно, чтобы потребитель имел возможность и посетить торговый зал, и заказать что–то с доставкой в зависимости от ассортимента и конкретной ситуации. Естественно, общая тенденция затрагивает и фармсектор. Сейчас развитие этого канала во многом искусственно сдерживается, но прогресс остановить невозможно.

Конкуренция со стороны непрофильных ритейлеров тем временем обостряется, но это происходит в т.ч. из–за невозможности аптеки реализовать полноценную работу онлайн–формата.

Крупные представители онлайн–торговли проявляют вполне логичный интерес к фармрынку, здесь ведется довольно серьезная борьба за потребителя. Пока она не касается лекарственных препаратов — это неприятно, но не критично. Хотя аптечные организации уже испытывают ощутимые потери в рамках таких ассортиментных групп, как лечебная косметика, БАД, средства барьерной контрацепции, отдельные типы медицинских изделий и т.д. Как потребителя меня это мало волнует и скорее радует: рост конкуренции полезен для развития рынка и установления приемлемых цен.

А вот как аналитика подобные тенденции меня тревожат, поскольку они не лучшим образом сказываются на рентабельности аптечных организаций и возможностях их развития. Выход из ситуации вижу, прежде всего, в необходимости разрешить аптекам полноценно осуществлять развитие онлайн–канала. Если этого не сделать, потери будут нарастать… И в не самом отдаленном будущем вполне может наступить момент, когда российский фармритейл начнет деградировать с точки зрения количественных характеристик инфраструктуры, а это чревато сокращением физической доступности ЛП.

Напряженное время переживает сегодня и оптовый сегмент. С начала текущего года прекратили работу (или анонсировали запуск процесса ликвидации) сразу три фармдистрибутора с суммарной рыночной долей свыше трех процентов. Это связано с серьезным изменением формата взаимодействия дистрибуции с производственными компаниями: условия работы ужесточились, отсрочки кардинально сократились, а возможности получения кредитных средств существенно усложнены – ключевая ставка ЦБ РФ по сравнению с докризисным периодом выросла втрое (с 30 октября она составляет уже 15%).

В итоге растет кассовый разрыв, и дистрибуторы допускают просрочки по платежам в отношении фармпроизводителей. В ответ те еще сильнее ужесточают условия сотрудничества, как следствие – проблема развивается по принципу снежного кома. Пока речь идёт о компаниях относительно небольших для отрасли это не критично: «выпадающие» объемы поставок сравнительно легко замещаются другим компаниями.

Основное влияние на фармрынок в целом оказывает столкновение «виртуального» формата с «классическим» (конкретно для аптеки сегодня наиболее актуален вопрос о снижении покупательской активности, а также о «перетекании» покупателей в интернет).

Проблемы данного рода возникают в связи с неравными условиями, в которых действуют два вышеназванных канала реализации медикаментов. Напомню, развитие онлайн-сегмента в фармации ограничено запретом продажи базового рецептурного ассортимента, и очень хотелось бы рассчитывать на то, что в перспективе ближайших двух-трех лет здесь будет восстановлена справедливость - и аптечная розница в полной мере сможет задействовать возможности обсуждаемого направления. Такой подход стабилизирует ситуацию с доходами аптечных учреждений и повысит уровень конкуренции в отрасли.

Общий прогноз на ближайшие два-три года следующий. Все сегменты в цепи обращения лекарственных средств будут развиваться достаточно активно, при этом в оптовом звене процессы закрытия отдельных игроков, скорее всего, продолжатся (но речь будет идти об относительно небольших компаниях). В розничном звене темпы развития инфраструктуры замедлятся, и эти тенденции мы наблюдаем уже сейчас. Хотелось бы надеяться, что нам не придётся стать свидетелями процессов деградации аптечной инфраструктуры.

Специализированные
мероприятия